Ораторская речь, как искусство слова.

Психологическая информация » Основные качества речи оратора » Ораторская речь, как искусство слова.

Страница 2

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь – это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека, а семантика, значение слова – с субъективными, индивидуальными началами, духовным миром.

Как считает Платон, оратор не должен гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи «Тот, кто намерен заняться ораторским искусством должен, прежде всего, определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности» (Платон, т.2, 1970, 202).

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее, разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

Риторика, как всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Рассуждения Платона свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.

Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог.

Аристотель считает, что риторика – искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи-речь-получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

Основываясь на своей философской концепции, Аристотель в риторике много места отводит индукции и дедукции, силлогизму и энтимеме (умозаключение, в котором не выражена одна посылка). Однако его риторика не ограничивается строгим достоверным знанием, а использует нелогические, иррациональные моменты, что отражает многообразие жизненных ситуаций. Таким образом, риторика неразрывно связна с силлогистикой, которую следует понимать широко, т.е. выводы делаются не только относительно полной достоверности, но и относительно кажущегося возможного и вероятного бытия, что вытекало из самой философской концепции Аристотеля.

Аристотель выделяет три рода речей, которые возникли в результате развития социально-политической жизни Греции: совещательные, судебные и эпидейктические. Цель речей совещательных – «склонять или отклонять», судебных – обвинить или оправдать, эпидейктических – хвалить или порицать.

Аристотель считает, что оратор должен привести слушателей в такое состояние, которое позволит ему легко убедить аудиторию. Он подробно останавливается на роли в речи гнева, пренебрежения, милости, вражды и ненависти, страха и смелости, стыда, благодеяния (услуги), сострадания, негодования, зависти. Он говорит также о воздействии речи на людей различных возрастных и социальных групп, как видим, философ намечает разработку проблем психологии воздействия на различные группы слушателей.

Временем Платона и Аристотеля в истории греческой культуры заканчивается период классики. Со второй половины IV в. до н.э. начинается новый период античной культуры, называемый эллинизмом (эллин – грек). Эллинистическая риторика анализировала большое число стилистических явлений. Она изучала сочетания слов, разрабатывала учение о качествах речи, продолжала заниматься проблемами тропов, фигур, стилей. В некоторых трактатах, однако, на первых порах мы находим увлечение риторизмом изысканностью выражений, сложными образами, «цветами красноречия». Эта манера речи стала называться «азиатским стилем» по месту его возникновения и процветания Малой Азии. Азиатский стиль изучали Гермоген, Феодор Годарский (учитель Тиберия), анонимный автор, именовавшийся Лонгином, который написал трактат «О возвышенном». Представители этого стиля проповедовали пафос, подъем, экзальтацию.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Психология национальной идентичности
Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до си ...

Предпосылки воспитательного процесса
Теперь раскроем более подробно указанные выше предпосылки духовного воспитания, составляющие основу жизни каждого человека. Они состоят из трех основ: знаний общества , способностей воспитуемого и механики передачи Знания . Первая предпо ...

Механизм памяти.
Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом стимула сенсорная память ...