Подготовка речи и выступления.

Страница 2

Итак, задачи названия речи можно определить следующим образом: сжато сообщить основное содержание речи, отделить ее от других однотипных выступлений, привлечь внимание слушателей и заинтриговать их, оказать на них определенное эмоциональное воздействие.

Следующий вопрос, который возникает перед оратором: оценка состава слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к ней. Поэтому по возможности следует обстоятельнее выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуна, стола, размер и интерьер зала, а также время выступления (утро, вечер), отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько. От времени зависит самочувствие слушателей: вечером они придут после работы уставшие. Это следует иметь в виду и постараться по ходу выступления снять или, по крайней мере, уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем мы игнорировать и предшествующие выступления: каждое последующее должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.

Готовя речь, необходимо представить себе, как воспримут ее слушатели, и что им будет непонятно. Широко известны слова В.И.Ленина, опытного оратора, что «нельзя говорить одинаково на заводском митинге и казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе».

Успех воздействия оратора на аудиторию зависит не только от его личных качеств, но и от состава слушателей и особенностей их восприятия. Оратору необходимо по возможности учитывать особенности конкретной аудитории и в процессе подготовки к речи, и во время ее произнесения, постоянно корректируя ее в зависимости от реакции слушателей.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые привели слушателей в аудиторию: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и к оратору, их знакомство с данным вопросом.

Практика показывает, что весьма сложная аудитория – молодежная. Ведь, интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в этом возрасте, противоречивы: с одной стороны, проявляется объективное отношение к действительности, положительная оценка людей, удовлетворенность своим положением, с другой – крайний субъективизм, отрицание всего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи, хотя для всех возрастных групп необходима и логическая убедительность речи, лаконичность и точность изложения мысли. Взрослые же предпочитают логическое развитие мысли, на первом месте у них аргументированность, доказательность изложения, хотя ценят они и эмоциональность изложения, которая, правда, уходит на второй план.

Условия, необходимые для обеспечения убедительности, доходчивости и яркости выступления:

1. Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Описание методики и схема эксперимента
Материал теста состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее черни ...

Конформизм
Конформность – «тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям» [11; 155]. Начало исследованиям конформности ...

Типы дружбы.
Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рамссмотрим только юношескую и взрослую. Юношеская дружба. Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, ...