Итак, задачи названия речи можно определить следующим образом: сжато сообщить основное содержание речи, отделить ее от других однотипных выступлений, привлечь внимание слушателей и заинтриговать их, оказать на них определенное эмоциональное воздействие.
Следующий вопрос, который возникает перед оратором: оценка состава слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к ней. Поэтому по возможности следует обстоятельнее выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуна, стола, размер и интерьер зала, а также время выступления (утро, вечер), отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько. От времени зависит самочувствие слушателей: вечером они придут после работы уставшие. Это следует иметь в виду и постараться по ходу выступления снять или, по крайней мере, уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем мы игнорировать и предшествующие выступления: каждое последующее должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.
Готовя речь, необходимо представить себе, как воспримут ее слушатели, и что им будет непонятно. Широко известны слова В.И.Ленина, опытного оратора, что «нельзя говорить одинаково на заводском митинге и казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе».
Успех воздействия оратора на аудиторию зависит не только от его личных качеств, но и от состава слушателей и особенностей их восприятия. Оратору необходимо по возможности учитывать особенности конкретной аудитории и в процессе подготовки к речи, и во время ее произнесения, постоянно корректируя ее в зависимости от реакции слушателей.
Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые привели слушателей в аудиторию: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и к оратору, их знакомство с данным вопросом.
Практика показывает, что весьма сложная аудитория – молодежная. Ведь, интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в этом возрасте, противоречивы: с одной стороны, проявляется объективное отношение к действительности, положительная оценка людей, удовлетворенность своим положением, с другой – крайний субъективизм, отрицание всего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи, хотя для всех возрастных групп необходима и логическая убедительность речи, лаконичность и точность изложения мысли. Взрослые же предпочитают логическое развитие мысли, на первом месте у них аргументированность, доказательность изложения, хотя ценят они и эмоциональность изложения, которая, правда, уходит на второй план.
Условия, необходимые для обеспечения убедительности, доходчивости и яркости выступления:
1. Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.
Статьи по теме:
Уровень эмоционального развития детей 6-7 лет
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - остро чувствует ребенок и ласку, и несправед ...
Природа проективных методик
Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыгра ...
Подготовка к переговорам
Все мы ведем сейчас во все большей степени беспокойную и хаотичную жизнь. Когда мы беседуем с людьми о переговорах, которые они ведут на работе, дома или еще где-то, чаще всего нам доводится слышать, что у них не хватает времени даже на т ...
Актуальное