Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.

Психологическая информация » Основы самосовершенствования. Программа личностного роста » Поиск смысла жизни в некоторых философских концепциях.

Страница 2

Одно из наиболее и гармоничных гуманистических воззрений на цель и смысл человеческого существования содержится в русской философской мысли концаⅩⅠⅩ - началаⅩⅩвека. В основе этого воззрения лежит идея развития духовности как душевности.

Человек есть существо, в котором соединяются начала духовное, душевное и телесное. Западная цивилизация направлена, прежде всего, на развитие телесного начала в человеке, а также на развитие воли, которая, по мнению Г. Федотова, менее всего выражает душевность.

Религиозные западная и восточная традиции высшим свойством человека считают его бессмертный дух, рассматривая его как ту субстанцию, которая может существовать и развиваться вне телесной оболочки человека и является выражением его божественной сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Согласно философским концепциям, душевность есть нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом (чувства, эмоции, переживания).

Русские философы отвергают такое понимание духовности человека. Высшая духовность, по их мнению, невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за всё, что совершается вокруг него.

Философия космизма.

Вопросы смысла жизни и места человека во Вселенной являются основополагающими в научно – философском направлении, получившем обобщенное название философии космизма. Истоки его уходят в глубь веков. Ощущение глубинной причастности сознания космическому бытию, мысль о человеке как микроскопе проходят через мировую культуру как восточную, так и западную.

Согласно восточным учениям, все явления в мире (в том числе человек) имеют двойную природу: внешнюю и внутреннюю, видимую и невидимую, духовную и материальную. Преодоление противоречия между ними и выступает движущей силой эволюции.

Признавая стремление к совершенствованию целью и смыслом жизни, философы–космисты утверждают, что оно может идти лишь в одном направлении, в развитии человеком своих духовных сил, своего духовного начала, которое вечно и бессмертно.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Природа конфликта
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое под ...

Способы осмысления внутреннего мира.
В работе над собой полем моей деятельности стал собственный внутренний мир. Переработав психологическую литературу (1, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18) я постаралась ответить на вопросы: на что направить свою деятельность? Каковы способы ...

Классификация способностей
Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природн ...