Структура личности

Страница 1

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутец-

кий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На

основе критерия соотношения социального и биологического в качествах лич

ности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструк-

туры: 1) – направленность личности;

2)- опыт;

3)- индивидуальные особенности психических процессов;

4)- включает биопсихические свойства.

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических

подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества

из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

1) подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет

качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков

(исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное

общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2) подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3) подструктура личности, названная «особенности психических процессов»,

объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4) подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят

От физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).Первый аспект рассмотрения-интраиндивид-

ная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство,присущее само-

му субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространс-

тво бытия индивида.

Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понима-

ния личности, когда сферой её определения и существования становится «про-

странство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения –метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие , которое вольно или невольно индивид

оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других лю-

дей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие ха-

рактеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагает-

ся искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность

выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях,

его инобытия в них его персонализации .Сущность этой идеальной представлен

ности –в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффектив-

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Различные психологические приемы допроса
Приемы правомерного психического воздействия – приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства – осн ...

Понятие, причины и виды конфликтов.
Конфликт- это столкновение людей, имеющих различные точки зрения, несовместимые цели и способы достижения этих целей. В конфликтной ситуации люди всегда противодействуют друг другу. Причины конфликтов , Причинами конфликтов между работни ...

Уровень и специфические особенности мышления дошкольника.
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и ...