Структура личности

Страница 2

но-потребностной сферы другого человека,которые производит деятельность

субьекта или его участие в совместной деятельности . «Инобытие» индивида в

других людях –не статичный отпечаток .Речь идёт об активном процессе , о своего рода продолжении себя в другом , вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь в других людях , со смертью индивида личность полностью не умирает.Индивид как носитель лич-

ности уходит из жизни , но персонализированный в других людях,продолжает

жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики ,ни метафоричнос-

ти, это констатация факта идеальной представленности индивида после его

материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характери-

зуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения. [21]

Несмотря на различие трактовок личности,существующее в отечественной пси-хологии ,во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется

её направленность.В разных концепциях эта характеристика раскрывается по

разному: как «динамическая тенденция» ( С.Л.Рубинштейн ), «смыслообразую-

щий мотив» ( А.Н.Леонтьев ), «доминирующее отношение» ( В.Н.Мясищев ), «основная жизненная направленность»( Б.Г.Ананьев ),динамическая организа-ция сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили ). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений.

Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и

относительно независимых от наличных ситуаций, называется направлен-

ностью личности человека.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность- это установки, ставшие свойствами личности.

Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

1) влечение – малодифференцированное, смутное стремление направленное на

какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознан-

ной цели;

2) желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;

3) стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4) интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;

5) склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов

и склонностей формируются идеалы;

6) идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном

образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;

7) мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его

закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

8) убеждение – высшая форма направленности личности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. [5]

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Потребностно – мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течении жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую – то одну сторону направленности личности, проявляю

щуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности. Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определённой мере деформирует целеполагающее поведение человека. Ф.Е.Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности общения подростков.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выг ...

Принципы определения причинности.
Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предполагая описание схем, Келли предполагает два вопроса : насколько точно человек умеет приписать ...

Процесс общения, техника и основные приемы.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необ­ходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наи­более подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе ...