Способности и индивидуальные различия людей

Психологическая информация » Природа способностей » Способности и индивидуальные различия людей

Страница 1

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретен­ные. Первые иногда называют природными, а вторые социальны­ми. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, что­бы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уров­не. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обя­зательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирова­ния способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеоб­разное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда берутся индивидуальные пси­хологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивиду­альные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его сре­дой . Наследственность допускает очень широкие границы по­ведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Человек с рожде­ния обладает многими такими свойствами, которые впоследст­вии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психиче­ское и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышле­нием), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь формаль­но-динамические характеристики психической активности че­ловека детерминируются преимущественно (но тоже не исклю­чительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопреде­ляют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способ­ностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие».

Поскольку основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в по­иске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын вы­сказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нер­вной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и не­достатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие ре­зультаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологи­ческих свойств его нервной системы в первую очередь опреде­ляет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных спо­собностей с наследственностью обнаруживается, в других — нет.

Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью мож­но было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы чело­века, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особен­но большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру, электро­энцефалограммы.

Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависи­мым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определен­ный вывод об отсутствии выраженной биологической и о нали­чии отчетливой социальной обусловленности задатков, в дан­ном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специаль­ное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленно­сти межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных раз­личий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюда­ется. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза про­являются только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Как примириться с «призраками прошлого».
Огромное влияние на образ жизни большинства людей оказывает родительский дом — мать, отец и другие взрослые, окружавшие нас в самом начале нашего существования. Впечатлительному ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения м ...

Понятие агрессии. Основные теории агрессии
В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека у ...

Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задач ...