Способности и индивидуальные различия людей

Психологическая информация » Природа способностей » Способности и индивидуальные различия людей

Страница 1

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретен­ные. Первые иногда называют природными, а вторые социальны­ми. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, что­бы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уров­не. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обя­зательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирова­ния способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеоб­разное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда берутся индивидуальные пси­хологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивиду­альные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его сре­дой . Наследственность допускает очень широкие границы по­ведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Человек с рожде­ния обладает многими такими свойствами, которые впоследст­вии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать влияние среды на психиче­ское и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие его наследственности.

При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач (мышле­нием), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь формаль­но-динамические характеристики психической активности че­ловека детерминируются преимущественно (но тоже не исклю­чительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопреде­ляют психические качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как задатки к развитию способ­ностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие».

Поскольку основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в по­иске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной системы.

Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын вы­сказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нер­вной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и не­достатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие ре­зультаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологи­ческих свойств его нервной системы в первую очередь опреде­ляет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных спо­собностей с наследственностью обнаруживается, в других — нет.

Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью мож­но было бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы чело­века, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особен­но большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру, электро­энцефалограммы.

Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной системы не является исключительно зависи­мым от генотипа, поскольку на него самого в определенной степени оказывает влияние среда.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определен­ный вывод об отсутствии выраженной биологической и о нали­чии отчетливой социальной обусловленности задатков, в дан­ном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специаль­ное обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленно­сти межполовых психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных раз­личий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюда­ется. Межполовые различия на ранних стадиях онтогенеза про­являются только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Межличностная аттракция
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфи­ческих эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринима­ют друг друга, но формируют друг по отношению к другу опреде­ленные отношения. ...

Современные подходы к проблеме социализации. Новые социальные технологии.
Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид. Поскольку специ ...

Формирование воли в подростковом возрасте
Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет себя вопреки усвоен ...