Способности и индивидуальные различия людей

Психологическая информация » Природа способностей » Способности и индивидуальные различия людей

Страница 2

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межпо­ловых различий. Они напрямую за­висят от обучения и воспитания, которые в условиях большин­ства существующих на Земле культур с самого рождения ребен­ка и в течение всего его детства являются совершенно различ­ными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении муж­чин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые разли­чия могут возрастать. Данные проведенных исследований пока­зывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физически­ми видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механиче­ских технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отноше­нии ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, бегло­сти речи и других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулиниза­ции женщин и феминизации мужчин. Такое предположение под­тверждается фактами лишь частично. Действительно, виды де­ятельности, традиционно свойственные людям противополож­ного пола, способствуют формированию и развитию черт, свя­занных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые мож­но было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контро­лируемых экспериментальных условиях, дают основание для вы­вода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более силь­ное влияние, чем биологические. Средние различия между груп­пами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего на­много больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Методы психодиагностики, их классификация.
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человек. Создание, описание и научное признание права на существование нов ...

Выводы
Проведенный анализ веера не всегда согласующихся между собой научных фактов, эмпирических наблюдений и, возможно, заблуждений, основанных на артефактах, создает почву для выдвижения нами некоторых предположений относительно процессов, про ...

Аффект.
Аффект (лат.) - противоположность спокойствию духа, обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений. Таким образом, аффект. лишает человека спокойной рассудительности мы ...