Способности и индивидуальные различия людей

Психологическая информация » Природа способностей » Способности и индивидуальные различия людей

Страница 2

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не подтверждается и в отношении межпо­ловых различий. Они напрямую за­висят от обучения и воспитания, которые в условиях большин­ства существующих на Земле культур с самого рождения ребен­ка и в течение всего его детства являются совершенно различ­ными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении муж­чин и женщин, а не их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной деятельности некоторые межполовые разли­чия могут возрастать. Данные проведенных исследований пока­зывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые физически­ми видами труда, могут превосходить женщин по координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механиче­ских технических соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в отноше­нии ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, бегло­сти речи и других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулиниза­ции женщин и феминизации мужчин. Такое предположение под­тверждается фактами лишь частично. Действительно, виды де­ятельности, традиционно свойственные людям противополож­ного пола, способствуют формированию и развитию черт, свя­занных с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые мож­но было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контро­лируемых экспериментальных условиях, дают основание для вы­вода о том, что социально-культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них гораздо более силь­ное влияние, чем биологические. Средние различия между груп­пами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего на­много больше тех, которые имеются между людьми разного пола.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Теория человеческой мотивации А. Г. Маслоу
Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название «гуманистическая пс ...

Социальная идентификация
В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врождённые, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные и социальные стереотипы, которые усваиваются с того мом ...

Природа конфликта
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое под ...