Формирование образа «Я».

Страница 1

4 этап: Самопознание и самоосознание.

Итак, цель определена, но достижима ли она? Для этого я соотнесла с этой целью и идеалом свои возможности и способности, поэтому следующий этап самовоспитания – познание и осознание себя, изучение и анализ своих личностных особенностей.

В самопознании главное - выделение собственных положительных качеств, потенций, способностей, ибо только опираясь на позитивное можно преодолеть свои личные недостатки.

Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, нужно задать себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Кто Я?». Здесь же нужно ответить на него… двадцать раз.

То, что вам удалось написать – автопортрет «Я». Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты характера и внешнего облика. Все их, даже самые оригинальные, можно объединить в три группы.

ОБРАЗ «Я»

социальный физический психологический

А теперь надо проанализировать собственный автопортрет. (5)

Потом надо вернуться к списку из двадцати характеристик «Я» и выполнить ещё одну процедуру. Она поможет лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» может рассматриваться и как положительная, и как отрицательная.

Каких качеств в «Я» - образе больше? Чтобы понять это, надо поставить рядом с каждой характеристикой знак: «+» или «-». Важна, чтобы это была личная оценка. Она совершенно не обязательно должна совпадать с общепринятой. Затем оценить, сколько отрицательных и сколько положительных характеристик. (5)

Что же получилось в результате? Каких характеристик – положительных ли отрицательных – больше в образе вашего «Я»?

Образ внутреннего мира – это характеристики и качества, которые мы в себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением.

У меня в целом образ «Я» окрашен позитивными эмоциями. Чтобы достигнуть гармонии с самим собой, все характеристики должны быть равноценны.

Отношение к миру и окружающим людям, способность к самостоятельным решениям, свободным и ответственным действиям зависят от того, каковы представления человека о самом себе, какова его Я – концепция.

Я – концепция

Реальное Я Идеальное Я Зеркальное Я

или представления или представления или представления

о том, каков Я на о том, каким Я о том, как меня

самом деле хотел быть воспринимают другие

Таким образом, «Я - концепция»помогла мне разобраться в своём индивидуальном «Я», осознать почему у меня реальное «Я» и зеркальное «Я» отличаются, что нужно, чтобы «Я» реальное стремилось к «Я» идеальному. (5)

Я остановлю своё внимание на некоторых психотехниках. Упражнение «Части моего Я» помогло осознать себя в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств. Я не подозревала, что во мне находится столько не похожих друг на друга людей. На рисунке я изобразила самых характерных своих субличностей.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Уровень эмоционального развития детей 6-7 лет
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - остро чувствует ребенок и ласку, и несправед ...

Проблема гендера и стратификации в России
. По мнению Т.Гурко: "Анализ специфики российских условий, в которых развиваются гендерные отношения состоит, не в поиске некоего своеобразного пути развития социополовых отношений - это невозможно в той же мере, как и отклонение от ...

Задержка психического развития у детей
Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения, основой которых является задержка темпа психического развития. Они занимают промежуточное место ...