Биологический подход

Страница 2

Одним из наиболее популярных биологических подходов является проверка связи между активностью мозга и интеллектом. В большинстве таких работ для измерения активности мозга исследуются вызванные потенциалы, которые пред­ставляют собой электрические реакции мозга во время прохождения (трансмиссии) нервного импульса. Хендриксон и Хендриксон выдвинули ги­потезу, что ошибки случаются при прохождении информации через кору мозга[6;98]. Эти ошибки, совершающиеся, вероятно, в синапсах, влияют на изменение вызван­ных потенциалов. Следовательно, у индивидов с нормальной нервной системой, передающей информацию точно, правильные и доступные воспоминания сфор­мируются быстрее, чем у тех, чья система «не отлажена» и поэтому делает ошиб­ки при передаче импульсов[12;140]. Корреляция между измерением вызванных потенци­алов и IQ у таких индивидов весьма устойчива, однако ее значение туманно и не могло быть повторено.

Один из наиболее интересных аспектов биологического изучения интеллекта предполагает проверку показателей метаболизма глюкозы в коре головного моз­га. Ричард Хейер и его коллеги выяснили, что у более интел­лектуальных людей уровень метаболизма ниже. Этот вывод позволил предпо­ложить, что более интеллектуальные индивиды прикладывают меньше усилий, такие задания. Однако суть установленной взаимосвязи нужно еще доказать. Остается непонятным: то ли более сообразительные люди затрачивают меньше глюкозы, то ли ее низкий метаболизм способствует проявлению более вы­сокого интеллекта[12;140].

Наконец, рассматривалась роль наследственности при определении интеллек­та. Этот предмет был тщательно изучен Стернбергом и Григоренко. Выяснилось, что приблизительно половина всех расхождений в баллах IQ объясняется генетическими факторами[12;141]. Процентное соотношение варьируется в зависимости от возраста; однако способ­ность передавать IQ по наследству обычно увеличивается с возрастом. Также важ­но отметить, что многие исследователи доказывают невозможность четко разде­лить влияние наследственности и окружающей среды, отмечая, что нужно сосредоточиться на понима­нии того, как наследственность и среда совместно обусловливают интеллект или оказывают на него влияние.

Существует множество различных биологических подходов к изучению интел­лекта[6;100]. Они дают интересное понимание связи между способностями и мозгом. Исследователи анализируют и количественные, и каче­ственные различия между людьми. Следует отметить, что далеко не каждый, занимающийся биологическим направлением, считает его единствен­ным путем к пониманию человеческих способностей. Биологические измерения помогут пролить свет на когнитивные процессы, равно как изучение когнитивных процессов позволяет понять биологическое функционирование.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Определение цели, выбор идеала.
1 этап: Определение цели. Работу над собой я начала с определения цели и выбора идеала. Чего я хочу достичь в своём личностном развитии, какой я хочу стать? Взять карандаш и бумагу. Устроиться поудобнее, чтобы чувствовать себя максималь ...

Супружеская совместимость как фактор, связанный с удовлетворенностью браком (УБ)
Не существует единого мнения относительно явления психологической совместимости членов малой социальной группы. Так, Обозов (1995) видит совместимость как эффект взаимодействия, характеризующийся возможной субъективной удовлетворенностью ...

Особенности социализации подростка.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которы ...