В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.
Акцентуация характера
– это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий, Но все особенности выражены, не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях.
Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последнее десятилетия и во многом связана с таким феноменом, как акселерация – то есть ускорение физического развития и полового созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18 – 19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост, особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.
У многих подростков наблюдается явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития не успевают за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся взрослостью. В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.
Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от окружающих, чтобы к ним относились как ко взрослым, какими они стали внешне выглядеть и каковыми и сами оценивают себя. Им хочется быть самостоятельными, но дома их ограничивают родители, а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят компенсацию своей независимости вне дома и школьных стен.
Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее. То же самое и в отношении материального достатка семьи – в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.
Реакция отказа.
Реакция отказа от общения, игр приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников. В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например, перевод в новую школу или переезд на новое место жительство. В таких случаях подросток общается со всеми кроме родителей, считая их виновными. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.
Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.
Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.
Если ситуация не меняется и подросток продолжает вести себя так же, то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.
Реакция протеста (оппозиции).
Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких.
Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильную задачу – в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, что ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки.
Статьи по теме:
Четырнадцать правил, которые помогут убедить собеседника
первое ПРАВИЛО (ПРАВИЛО гомера): Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность, Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.
Из этого правила следует, что слабыми аргументами л ...
Творчество
Культура
Трансляция (воспроизводство) культуры
Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.
В педагогике исследуется такая важная проблема, как соотношение «воспитания» и «социализация». В этой связи можно выделить дв ...
Кто есть друг?
В разговорном языке слово "друг" имеет множество значений. Оно означает знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом, всех, кто нам близок. Однако теперь, как и в самом далеком прошлом, сущес ...
Актуальное