Нарушения поведения у подростков.

Страница 1

В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые появляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными.

Акцентуация характера

– это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты. Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий, Но все особенности выражены, не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях.

Проблема нарушений поведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в последнее десятилетия и во многом связана с таким феноменом, как акселерация – то есть ускорение физического развития и полового созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13-15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18 – 19-летним юношам и девушкам, в своем поведении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост, особенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.

У многих подростков наблюдается явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития не успевают за ускоренным физическим развитием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся взрослостью. В выраженных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.

Инфантильные подростки не способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от окружающих, чтобы к ним относились как ко взрослым, какими они стали внешне выглядеть и каковыми и сами оценивают себя. Им хочется быть самостоятельными, но дома их ограничивают родители, а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят компенсацию своей независимости вне дома и школьных стен.

Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее. То же самое и в отношении материального достатка семьи – в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.

Реакция отказа.

Реакция отказа от общения, игр приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников. В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например, перевод в новую школу или переезд на новое место жительство. В таких случаях подросток общается со всеми кроме родителей, считая их виновными. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.

Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.

Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.

Если ситуация не меняется и подросток продолжает вести себя так же, то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.

Реакция протеста (оппозиции).

Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких.

Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильную задачу – в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, что ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Психологические приемы влияния на партнера
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать м ...

Самооценка и социальная среда.
Положение человека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение ч ...

Роль установки при восприятии человека человеком.
О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных качеств в большей или меньшей м ...