Итак, роль генотипа в детерминации вариации способностей больше, чем роль среды, если:
1) способность является общей, а не специальной;
2) способность тесно связана с общим интеллектом;
3) способность не влияет непосредственно на моторно-перцептивное взаимодействие индивида со средой;
4) способность является специфически человеческой, видовым признаком Homo sapiens (например, вербальная).
Отсюда следует, что специфические человеческие способности являются латентными и проявляются через специальные способности, подверженные воздействиям среды.
Условно схему модели, описывающую детерминацию развития способностей, можно изобразить в следующем виде.
![]() |
Рис.1.6 . Уточненная психогенетическая модель развития способностей (В. Н.Дружинин)
Статьи по теме:
Развитие социального познания в среднем школьном возрасте
В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают всего этого разными спо ...
Деятельность и сознание.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных и чувственных образов, не ...
Опыт Макаренко
Наследие педагога и писателя А.С.Макаренко (1888 - 1939) обычно ассоциируется прежде всего с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.
Исследования показывают такж ...
Актуальное