Общий интеллект и успеваемость

Страница 2

Индивид не в силах овладеть дея­тельностью, если его интеллект ниже этого порога. Если же его интеллект превы­шает пороговое значение, то реальные достижения индивида определяют не ког­нитивные способности, а его настойчивость, увлеченность, темпераментальные особенности, поддержка семьи и т.д.

Существует ли «верхний» интеллектуальный порог? Иными словами: ограни­чены ли возможности индивида в определенной профессиональной деятельности уровнем его интеллекта?

Следует отметить, что прогностичность тестов интеллекта выше для успешно­сти профессионального обучения, нежели для продуктивности профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее жестко оценивается, не определен или очень отдален во времени.

В педагогической психологии накоплен колоссальный эмпирический мате­риал, касающийся связей уровня развития интеллекта с успеваемостью[6;155]. Следует отметить, что вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успевае­мости, чем невербальный (по Векслеру).

При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, как развитие отдельных составляющих структуры интеллекта определяет успеш­ность овладения школьниками теми или иными учебными предметами. В зависи­мости от возраста ребенка характер этих связей меняется. Cосредоточим свой анализ на результатах исследований детей среднего и старшего школьного возраста.

Анализ доступных литературных данных по проблеме взаимосвязи уровня развития познавательных способностей и успешности обучения в школе по различным учебным предметам показал, что для определения профиля обуче­ния и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, математического и простран­ственного[9;208]. Обобщенные результаты приведены в следующей таблице, показывающей корреляции между успешностью обучения по различным школь­ным предметам и познавательными способностями.

Табл. 2. Успешность обучения по школьным предметам и

уровень интеллекта.[9]

Школьные предметы

Интеллект

Невербальный математический

Невербальный пространственный

Вербальный

Общий

Русский язык

+

++

Литература

++

++

История

+

Иностранный язык

+

География

+

+

Физика

++

+

Алгебра

++

++

++

++

Геометрия

++

++

++

++

Химия

++

+

+

Зоология

+

+

Черчение

+4-

++

++

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Виды дружбы.
Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и п ...

Процессы памяти.
Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нём, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). В коре по ...

Конфликт: общий подход, схема и принципы урегулирования
Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений. Все большее значение приоб ...