Общий интеллект и успеваемость

Страница 3

+ _ умеренная, ++ — высшая положительная корреляция

Результаты в обобщенном виде можно описать следующим образом:

1) уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным связи обнаружатся (литература, история и т. д.);

2) уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного цикла (биология, география и пр.) и физико-математического цикла;

3) уровень формального (числового) интеллекта определяет успешность обу­чения по математике.

Таким образом, чтобы успешно учиться по математике, физике и химии, нужно обладать развитым «числовым» (формально-символическим), простран­ственным и вербальным интеллектами.

Для успешного обучения по предметам естественнонаучного чикла необхо­дим высокий уровень развития пространственного интеллекта и вербального ин­теллекта; чтобы хорошо успевать по гуманитарным дисциплинам, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта.

Эту зависимость можно назвать ступенчатой и выразить следующей схемой:

Рисунок 1.10 Связь успешного обучения по предметам с уровнями развития компонентов интеллекта[9].

Следует лишь добавить, что корреляционные связи между успешностью обу­чения и уровнем развития каждого из факторов описываются той же моделью «интеллектуального диапазона»[9;209].

Переход от факторных и корреляционных моделей описания структуры об­щих способностей и параметров деятельности к моделям алгебраическим и да­лее — динамическим сегодня является совершенно необходимым для дальнейше­го развития теории общих способностей.

Модель «интеллектуального диапазона» (точнее было бы сказать: «диапазона продуктивности») позволяет описать ряд известных эмпирических зависимостей и фактов, а также предсказать новые эффекты[6;158]. Общий интеллект определяет лишь верхние границы возможных достижений человека. Известная поговорка: «Выше головы не прыгнешь» — звучит не очень оптимистично. Но это не значит, что диапазон человеческих возможностей мал.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Проблемы последствий компьютеризации
Однако в настоящее время в связи со стремительным развитием компьютеризации особый интерес вызывает проблема последствий компьютеризации. Остановимся на ней более подробно. Выделяют функциональные, онтогенетические и исторические аспекты ...

Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при этом Фрейд был склонен счит ...

Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задач ...