Культура
Трансляция (воспроизводство) культуры
Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.
В педагогике исследуется такая важная проблема, как соотношение «воспитания» и «социализация». В этой связи можно выделить две основные точки зрения:
1) содержание и объем понятия социализации уже, чем содержание и объем понятия воспитания;
2) содержание и объем понятия социализации шире, чем содержание и объем понятия воспитания.
Согласно первой точке зрения, социализация выступает как одна из значимых целей воспитания, ориентированного на полное вхождение ребенка в мир социальных отношений.
Однако наиболее распространенной, преобладающей в настоящее время в педагогике, исследующей взаимосвязь социализации и воспитания, является вторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения, предполагающая, что понятие социализации является более широким.
Так, Л.П. Буева и др. рассматривают социализацию как самое широкое понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятие воспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.
Современные исследователи высказывают суждение о том, что значимыми параметрами взаимосвязи процессов социализации и воспитания (Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.) являются:
1) параметр целеполагания,
2) параметр поиска результативных способов присвоения ребенком социального опыта.
В педагогическом отношении раскрытие личностного плана социализации требует определения ее средств. Цель воспитания – специальная организация педагогического процесса.
При этом необходимо учитывать тот факт, что из двух выделяемых видов социализации – первичной (связанной со сферой межличностных отношений) и вторичной (связанной со сферой социальных отношений) – для формирования личности определяющее значение, т.е. стоящее на первом месте по степени значимости имеет первая, т.е. такая, в которой в качестве агентов социализации выступает непосредственное или ближайшее окружение человека (ребенка). Поэтому теоретические исследования, связанные с функционированием именно малой группы, являются наиболее актуальными в плане поиска эффективных средств социализации личности ребенка, тем более на современном этапе развития социума.
В частности, одной из мало исследованных в этом плане форм самореализации малой группы является семейный клуб, поскольку в нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в различные виды взаимодействия (интеракции), осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя. Указанные черты СК позволяют рассматривать его как важное средство социализации ребенка.
Статьи по теме:
Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже
Сегодня любой образованный взрослый на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период роста, развития , обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить ...
Общий обзор психических расстройств
Психические болезни обусловлены патологией головного мозга и проявляются в виде расстройств психической деятельности. К психическим болезням относят как грубые расстройства отражения реального мира с нарушениями поведения (психозы), так и ...
Диагностика зависимости социализации подростков от её факторов.
Для выявления ведущего фактора социализации современных подростков, и подтверждения или опровержения гипотезы о том, что главенствующим фактором являются средства массовой информации, был составлен опросник. Каждый из 24 вопросов теста вы ...
Разделы