Культура
Трансляция (воспроизводство) культуры
Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.
В педагогике исследуется такая важная проблема, как соотношение «воспитания» и «социализация». В этой связи можно выделить две основные точки зрения:
1) содержание и объем понятия социализации уже, чем содержание и объем понятия воспитания;
2) содержание и объем понятия социализации шире, чем содержание и объем понятия воспитания.
Согласно первой точке зрения, социализация выступает как одна из значимых целей воспитания, ориентированного на полное вхождение ребенка в мир социальных отношений.
Однако наиболее распространенной, преобладающей в настоящее время в педагогике, исследующей взаимосвязь социализации и воспитания, является вторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения, предполагающая, что понятие социализации является более широким.
Так, Л.П. Буева и др. рассматривают социализацию как самое широкое понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятие воспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.
Современные исследователи высказывают суждение о том, что значимыми параметрами взаимосвязи процессов социализации и воспитания (Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.) являются:
1) параметр целеполагания,
2) параметр поиска результативных способов присвоения ребенком социального опыта.
В педагогическом отношении раскрытие личностного плана социализации требует определения ее средств. Цель воспитания – специальная организация педагогического процесса.
При этом необходимо учитывать тот факт, что из двух выделяемых видов социализации – первичной (связанной со сферой межличностных отношений) и вторичной (связанной со сферой социальных отношений) – для формирования личности определяющее значение, т.е. стоящее на первом месте по степени значимости имеет первая, т.е. такая, в которой в качестве агентов социализации выступает непосредственное или ближайшее окружение человека (ребенка). Поэтому теоретические исследования, связанные с функционированием именно малой группы, являются наиболее актуальными в плане поиска эффективных средств социализации личности ребенка, тем более на современном этапе развития социума.
В частности, одной из мало исследованных в этом плане форм самореализации малой группы является семейный клуб, поскольку в нем создаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребенок вступает в различные виды взаимодействия (интеракции), осваивает разнообразные социальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числе творческого характера, активно реализуя и преобразуя себя. Указанные черты СК позволяют рассматривать его как важное средство социализации ребенка.
Статьи по теме:
Изменение личности или психическое старение
Чаще всего психологический портрет старого человека складывается для многих из негативных, отрицательных характеристик. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; ...
К истории вопроса
Исследования малых групп прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.
В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопр ...
Основные положения по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.:
3 основных признака способностей:
...
Актуальное