Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

Психологическая информация » Отношение к сексу подростков и юношей » Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

Половое созревание - центральный, стержневой процесс переход- ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических

изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление,

продукт совместного действия биологических и социальная сил [25].

Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а так же психосексуальных установок и ориентации /интерес к противоположному полу/.

Хотя закономерности психологического развития личности еще недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая идентификация - продукт социализации, воспитания и научения.

Социальное развитие мужчин и женщин, которые получают одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью, неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более, что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного устранения половых различий в поведении и психике во взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и сексуального поведения. Так называемый "двойной стандарт" утверждает разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявить сдержанность.

Сегодня такое представление уже не является безраздельно господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип равенства прав и обязанностей [24].

Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней

сомневаться, но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и

«феминности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д./ [31].Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности- феминности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело.

Волнующее переживание вызывает и сам процесс полового созре- вания. Теперь это событие в большинстве случае» встречается с радостью.Тем не менее подобные переживания весьма тревожны. Подростки /да и юноши/ - настоящие рабы «нормы». Они с убеждением думают, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем те отстать от сверстников[15].

Половые стереотипы распространяются не только на внешность, но и на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Мужская роль в маскулинных качествах традиционно принята всеми. Такая девочка принимается как нечто вполне естественное, тогда как феминизированный, изнеженный мальчик вызывает отчуждение.Кроме того процесс социализации мальчиков более противоречив. В раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерью, чем с отцом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно как и распространенные однополые мальчишеские компании, объективно служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует завышенным требованиям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гиперсексуальное» поведение /подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к женщине «женским» чертам Имеющееся само определение мужской роли противоречиво.

В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются.

Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он «соответствует» этим требованиям. В тоже время он уже чувствует, что его индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным [25].

Статьи по теме:

Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
Биоэнергетический анализ Лоуэна На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн занимался в 1945–1953 гг., и непосредственно св ...

Правое и левое полушарие в контексте оптимизации семейного общения. Особенности правополушарных и левополушарных людей.
Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа орг ...

Роль и функции эмоций
Обсуждая вопрос о значении эмоций для существования животных и человека, П. В. Симонов (1966) пишет: «Трудно допустить, чтобы их (эмоций) нали­чие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведе ...