Половое созревание - центральный, стержневой процесс переход- ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических
изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление,
продукт совместного действия биологических и социальная сил [25].
Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а так же психосексуальных установок и ориентации /интерес к противоположному полу/.
Хотя закономерности психологического развития личности еще недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая идентификация - продукт социализации, воспитания и научения.
Социальное развитие мужчин и женщин, которые получают одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью, неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более, что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного устранения половых различий в поведении и психике во взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и сексуального поведения. Так называемый "двойной стандарт" утверждает разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут, и даже после этого проявить сдержанность.
Сегодня такое представление уже не является безраздельно господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип равенства прав и обязанностей [24].
Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней
сомневаться, но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и
«феминности», в которых все большую роль приобретают собственно сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д./ [31].Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности- феминности» служит главным критерием, по которому подросток оценивает свое тело.
Волнующее переживание вызывает и сам процесс полового созре- вания. Теперь это событие в большинстве случае» встречается с радостью.Тем не менее подобные переживания весьма тревожны. Подростки /да и юноши/ - настоящие рабы «нормы». Они с убеждением думают, что на все случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем те отстать от сверстников[15].
Половые стереотипы распространяются не только на внешность, но и на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с «маскулинностью». Мужская роль в маскулинных качествах традиционно принята всеми. Такая девочка принимается как нечто вполне естественное, тогда как феминизированный, изнеженный мальчик вызывает отчуждение.Кроме того процесс социализации мальчиков более противоречив. В раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерью, чем с отцом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно как и распространенные однополые мальчишеские компании, объективно служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует завышенным требованиям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гиперсексуальное» поведение /подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к женщине «женским» чертам Имеющееся само определение мужской роли противоречиво.
В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются.
Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он «соответствует» этим требованиям. В тоже время он уже чувствует, что его индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным [25].
Статьи по теме:
Определения - профессия, рабочее место, специальность
Профессия
(лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, п ...
Стресс.
Современному человеку живется гораздо беспокойнее, чем его предкам. Резкое расширение объема информации дает ему возможность больше знать, а, следовательно, и иметь больше поводов и причин для волнений и тревог. Повышение у достаточно бол ...
Понятие добра
В повседневной жизни мы нередко используем слово «добро» и несмотря на лексическое единство («доброе вино» «одобрение» и.т.д.) необходимо понимать смысловые различия в употреблении этого слова. Важным при этом различать добро в относитель ...
Актуальное