Ошибочные действия по Фрейду

Психологическая информация » Ошибочные действия по Фрейду

Страница 2

Однако подавление имеющегося намерения что-либо сказать, является непременным условием возникновения оговорки во всех случаях, когда за ней не стоит чисто физиологическая причина, а психический акт. О таком роде ошибочных действий, как забывание, Фрейд писал, что не может поверить ни в какую причину этого, кроме как неподконтрольная актуализация вытесненного намерения вместо замещающего его.

Подчёркиваю, что Фрейд не объясняет сущность процесса, говоря, что природу тенденции нарушающей речевое намерение нельзя определить по её проявлениям.

Фрейд придавал анализу ошибочных действий огромное значение и написал о них одну из самых знаменитых своих книг — «Психопатологию обыденной жизни» (1901. За ошибкой, по Фрейду, кроется вытеснение чего-то неприятного, что не может быть высказано напрямик (примерно так же Фрейд интерпретировал и остроумие — см. анекдот) Демонстрируя смысл ошибочных действий, он приводит такие примеры: «Если одна дама с кажущимся одобрением говорит другой: «Эту прелестную новую шляпку вы, вероятно, сами обделали?» (вместо — отделали) — то никакая ученость в мире не помешает нам услышать в этом разговоре фразу: «Эта шляпка безнадежна испорчена». Или если известная своей энергичностью дама рассказывает: «Мой муж спросил доктора, какой диеты ему придерживаться, на это доктор ему ответил — ему не нужна никакая диета, он может есть и пить, все, что я хочу», то ведь за этой оговоркой стоит ясно выраженная последовательная программа поведения».

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Фрустрация и стресс
Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стрессом. Например, уч ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенн ...

Психометрический подход
Одна из первых с начала XX в. теорий интеллек­та состоит в том, что он может быть понят с позиции гипотетических ментальных сущностей, называемых факторами. Считается, что эти факторы являются источ­ником индивидуальных различий, наблюда ...