Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.

Память и её виды » Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.

Страница 2

В деятельности человека, в зависимости от ее содержания, от различных соотношений ее целей, мотивов и способов, складываются более или менее благоприятные условия для непроизвольного запоминания.

Способы деятельности, относясь к условиям достижения цели, теряют для человека свою специальную целенаправленность и в силу этого совершаются не в форме самостоятельных действий, а как вспомогательные, хотя и подчиненные цели процессы. сдача отчета мсп в республике крым, gmail

Отличия способа от действия можно показать на следующем примере. Ученик должен выучить стихотворение. Это составляет предмет – непосредственную цель его действия. Для осуществления цели он повторяет стихотворение несколько раз, или переписывает его, или устанавливает какие-то логические связи и прочее.

Повторение, переписывание, установление логических связей и будет в данном случае составлять то содержание действия, которое относится к его способам. Различие в содержании и характере протекания целенаправленного действия и способа деятельности должны отразиться и на характере запоминания одного и того же материала, выступающего включенным в одном случае в цель действия, в другом – в ее достижение. Как функциональный, так и генетический анализ показывает, что материал, являющийся содержанием действия и способа действия запоминается различно и что изменение отношений между операцией и действием влечет за собой изменение в эффективности непроизвольного запоминания.

Положение о том, что материал, занимающий место или действие запоминается более продуктивно, чем тот, который входит в условие достижения цели, нашло свое подтверждение в исследованиях Смирнова.

В опытах этого исследователя студентам предлагались 8 пар фраз, каждая из которых иллюстрировала какое-либо орфографическое правило. Испытуемые должны были вспомнить, на какое правило дана каждая пара фраз, а затем на эти правила самостоятельно придумать другую пару фраз. Задача запомнить фразу испытуемым не ставилась. На другой день им предложили воспроизвести данные фразы. Оказалось, что фразы, придуманные испытуемыми, были воспроизведены в три раза лучше, чем первоначальные.

Анализируя все обстоятельства деятельности испытуемых в этих опытах, автор считает, что фразы данные повторились более, чем придуманные. Значительную роль в непроизвольном запоминании играет интерес. Иногда непроизвольно запоминаются те сведения, такой учебный материал, который непосредственно связан с хорошо закрепленными прежними знаниями ученика.

Таким образом, полученная закономерность: материал, который входит в содержание цели деятельности, запоминается значительно лучше, чем тот же материал, входящий в содержание ее способов и относящийся к условиям достижения цели.

В чем же заключаются благоприятные и неблагоприятные условия в образовании нервных связей, создавшиеся в деятельности испытуемых в описанных выше опытах.

Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти.

Из полученных данных по изучению зависимости непроизвольного запоминания от предметного содержания деятельности, можно сделать вывод: наиболее продуктивно запоминается материал тогда, когда он входит в содержание цели действия. Именно в этих случаях складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления первых связей в мозгу.

Изучение непроизвольного запоминания должно привести к преодолению в психологии противопоставления высших форм памяти низшим, должно способствовать дальнейшей разработке проблемы памяти, выяснению некоторых психических основ и путей руководства видам запоминания в учебной и других видах деятельности человека.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Профконсультирование в школе
Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования псих ...

Личность во времени
Само собой разумеется, что становление человека как личности начинается с первых же часов жизни, ведь с самого рождения начинается процесс его социализации. В основе же социализации, как уже говорилось, лежит связь между индивидуумами и о ...

Понятие об ощущениях
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной ...