Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.

Память и её виды » Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.

Страница 2

В деятельности человека, в зависимости от ее содержания, от различных соотношений ее целей, мотивов и способов, складываются более или менее благоприятные условия для непроизвольного запоминания.

Способы деятельности, относясь к условиям достижения цели, теряют для человека свою специальную целенаправленность и в силу этого совершаются не в форме самостоятельных действий, а как вспомогательные, хотя и подчиненные цели процессы.

Отличия способа от действия можно показать на следующем примере. Ученик должен выучить стихотворение. Это составляет предмет – непосредственную цель его действия. Для осуществления цели он повторяет стихотворение несколько раз, или переписывает его, или устанавливает какие-то логические связи и прочее.

Повторение, переписывание, установление логических связей и будет в данном случае составлять то содержание действия, которое относится к его способам. Различие в содержании и характере протекания целенаправленного действия и способа деятельности должны отразиться и на характере запоминания одного и того же материала, выступающего включенным в одном случае в цель действия, в другом – в ее достижение. Как функциональный, так и генетический анализ показывает, что материал, являющийся содержанием действия и способа действия запоминается различно и что изменение отношений между операцией и действием влечет за собой изменение в эффективности непроизвольного запоминания.

Положение о том, что материал, занимающий место или действие запоминается более продуктивно, чем тот, который входит в условие достижения цели, нашло свое подтверждение в исследованиях Смирнова.

В опытах этого исследователя студентам предлагались 8 пар фраз, каждая из которых иллюстрировала какое-либо орфографическое правило. Испытуемые должны были вспомнить, на какое правило дана каждая пара фраз, а затем на эти правила самостоятельно придумать другую пару фраз. Задача запомнить фразу испытуемым не ставилась. На другой день им предложили воспроизвести данные фразы. Оказалось, что фразы, придуманные испытуемыми, были воспроизведены в три раза лучше, чем первоначальные.

Анализируя все обстоятельства деятельности испытуемых в этих опытах, автор считает, что фразы данные повторились более, чем придуманные. Значительную роль в непроизвольном запоминании играет интерес. Иногда непроизвольно запоминаются те сведения, такой учебный материал, который непосредственно связан с хорошо закрепленными прежними знаниями ученика.

Таким образом, полученная закономерность: материал, который входит в содержание цели деятельности, запоминается значительно лучше, чем тот же материал, входящий в содержание ее способов и относящийся к условиям достижения цели.

В чем же заключаются благоприятные и неблагоприятные условия в образовании нервных связей, создавшиеся в деятельности испытуемых в описанных выше опытах.

Анализируя различные теории памяти, можно сделать вывод, что проблемой памяти занимаются представители различных наук. В каждой из наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к памяти. Все эти науки вместе взятые расширят знания человека о памяти.

Из полученных данных по изучению зависимости непроизвольного запоминания от предметного содержания деятельности, можно сделать вывод: наиболее продуктивно запоминается материал тогда, когда он входит в содержание цели действия. Именно в этих случаях складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления первых связей в мозгу.

Изучение непроизвольного запоминания должно привести к преодолению в психологии противопоставления высших форм памяти низшим, должно способствовать дальнейшей разработке проблемы памяти, выяснению некоторых психических основ и путей руководства видам запоминания в учебной и других видах деятельности человека.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Характеристика видов памяти и её процессов.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется тем, что память обуславливает все виды многообразной деятельности человека. Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение ...

Биографические характеристики.
1.Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимум для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, про ...

Тактика обслуживания на этапах совершения заказа.
На первом этапе необходимо овладеть вниманием клиента, вызвать у него к предлагаемому образцу изделия (услуги) интерес, желание приоб­рести его (или получить услугу). Для этого обычно используются рекламные проспекты, наглядное оформ­лен ...