Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательной и практических действий.
Это строго закономерный процесс. Осмысливание задач и путей изучения непроизвольного запоминания и его отношения к произвольному непосредственно связано с основными проблемами психологии памяти, как в их историческом развитии, так и в современном состоянии. Непроизвольная память сравнительно недавно стала областью специального экспериментального и теоретического исследования. Однако пройденный общей психологией путь до появления специальных исследований непроизвольной памяти является также важным и поучительным.
В доэкспериментальный период развития ассоциативной психологии не было еще деления памяти на непроизвольную и произвольную. Фактически вся память рассматривалась как непроизвольная. Сведение памяти к механике ассоциаций устраняло необходимость рассматривать память зависимости от обстоятельств жизни и деятельности человека. В этих условиях выпадала содержательная сторона самого процесса запоминания. Поэтому проблема особенностей непроизвольной памяти по сравнению с произвольной по существу и не могла возникнуть. Запоминание трактовалось, как процесс непроизвольного ассоциинирования. Ассоциационисты указывали на роль произвольного внимания и воли в запоминании. Такие указания мы находили у Гартии, у обоих Миллей, Бэна и другие.
Важнейший шаг вперед в разработке вопросов памяти в нашей отечественной психологии был сделан Галичем. У Галича есть указания и на непроизвольное запоминание и условия его продуктивности. Непроизвольная память «может схватывать предметы свежие, огромные, блестящие…, то, что сильно поражает внимание. В запоминании смысла предметов автор отмечает роль определенной их упорядоченности, облегчающей процесс понимания. Таким образом, и в непроизвольной памяти необходимо проявление человеком определенной активности к предметам. Об этом свидетельствует и следующее положение Галича, высказанное в связи, с характеристикой представлений. Предмет бывает представлением только тогда, когда из внешнего мира переходит во внутренний. Необходимым условием образования представления о предмете является проявление человеком какой-либо психической деятельности по отношению к нему.
Задача изучения непроизвольного запоминания заключается в том, чтобы раскрыть такие специфические особенности деятельности, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия высокой продуктивности непроизвольного запоминания.
Прежде всего непроизвольное запоминание выступает как продукт любой целенаправленной деятельности. Животное в поисках пищи запоминает те места, где ее находит. Ребенок-дошкольник, играя, слушая музыку, общаясь с окружающим миром, запоминает при этом предметы, слова мысли, действия и т.п. Ученик, слушая на уроке новый материал и стараясь понять его содержание, запоминает многое в нем без специальных на то усилий. Каждый человек может более или менее подробно вспомнить, что он делал в течение дня, может пересказать содержание прочитанной мысли, виденного кинофильма. Хотя во всех этих случаях он специально не ставил цели на запоминание. В перечисленных приемах непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной деятельности, т. к. речь идет о запоминании объектов, на которые эта деятельность непосредственно была направлена.
У животных непроизвольное запоминание включено в целенаправленную деятельность, которая не является сознательной, преднамеренно. У человека же оно осуществляется в преднамеренной, волевой деятельности, связанной в достижении сознательно поставленных целей. Однако и в этих случаях сам акт запоминания является непроизвольным, а значит, и неосознаваемым, т. к. намерение, сознательная волевая регуляция человеком своей деятельности относится не к мнемическим целям, а к практическим, познавательным или каким либо другим. Вместе с тем, сознательная регуляция деятельности обеспечивает возможность произвольного воспроизведения того, что запоминается непроизвольно. Непроизвольное запоминание может быть результатом взаимодействия субъекта и с такими объектами, которые прямо не относятся к содержанию целенаправленной деятельности. В этих случаях возможности непроизвольного запоминания и последующего воспроизведения будут в большей или меньшей мере затруднены.
Целенаправленная деятельность уже у животных составляет главную форму взаимодействия со средой. Тем более это относится к человеку, у которого деятельность является не только целенаправленной деятельностью, занимает основное место в жизни животного и человека.
Статьи по теме:
Виды памяти и их особенности.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. ...
Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуника ...
Тестирование
Специалистам по персоналу известны, как правило, тысячи различных тестов. Из этого многообразия можно выделить основные.
Тесты выполнения отдельных работ. Например, тест на компьютерное программирование для программистов, тест на вождени ...
Разделы