Процессы памяти.

Страница 2

Забывание

- процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее запомнилось. Психи­ческим процессом, противоположном забы­ванию, является сохранение в памяти

всего, что было достоя­нием прошлого опыта человека. Разумеется, не вес, чего чело­век запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исче­зает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось

Сохранение в памяти и забывание при всей их противопо­ложности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рас­сматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

Сохранение в памяти прошлого оказывается теги > связан­ным с чувствами. Сильные переживания способствует проч­ности и точности запоминания и сохранения. То, ч^1 волно­вало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясе­ние, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препят­ствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыва­нию того, что произошло.

Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хра­нение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохранен­ные связи перестраиваются, обобщаются, » чем-то обогаща­ются пли обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальней­шем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то от­ношение к естественным и культурным потребностям челове­ка, существенным условиям его деятельности, иногда бесслед­но исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывает­ся. Человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробно­сти прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же че­ловека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой - тормозят­ся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже то­гда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает по­рой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происхо­дит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры боль­ших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Детский сад и школа как контекст развития.
Результаты исследований кокрелятов прибывания в детском саду противоречивы. Согласно одним данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, про ...

Как справиться с тяжелыми воспоминаниями.
Как же применить стратегию воспитания равновесия в тех сторонах жизни, где отсутствие этого равновесия воспринимается особенно болезненно? Я имею в виду такие явления посттравматического стресса, как ночные кошмары, вспышки гнева, непроше ...

Характеристики самоактуализирующихся людей
Для тех, кого привлекла гуманистическая психология, достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто с ...