Процессы памяти.

Страница 2

Забывание

- процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее запомнилось. Психи­ческим процессом, противоположном забы­ванию, является сохранение в памяти

всего, что было достоя­нием прошлого опыта человека. Разумеется, не вес, чего чело­век запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исче­зает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось

Сохранение в памяти и забывание при всей их противопо­ложности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рас­сматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

Сохранение в памяти прошлого оказывается теги > связан­ным с чувствами. Сильные переживания способствует проч­ности и точности запоминания и сохранения. То, ч^1 волно­вало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясе­ние, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препят­ствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыва­нию того, что произошло.

Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хра­нение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохранен­ные связи перестраиваются, обобщаются, » чем-то обогаща­ются пли обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.

Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальней­шем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то от­ношение к естественным и культурным потребностям челове­ка, существенным условиям его деятельности, иногда бесслед­но исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывает­ся. Человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробно­сти прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же че­ловека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой - тормозят­ся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже то­гда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает по­рой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происхо­дит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры боль­ших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Заключение.
После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоан ...

Кинетические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаютс ...

Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный проце ...