Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 1

В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность.Сознание. Личность.» есть прекрасные

строки о личности –«этого высшего единства человека, изменчивого как сама

жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независемо от

накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное поло

жение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» [ 8 ]

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых

общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.

Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в

определённых обстоятельствах.

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философс

кого, общественно – исторического познания.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.

Личность, по его мнению,-это психологическое образование особого типа, поро

ждаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формиро

вание которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те

особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего гено-

типически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип

нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребнос-

тей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые

навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и не-

делимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особен-

ности конкретного представителя вида, отличающие его от других представи-

телей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически

обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако

от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшест

вующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личнос

ти. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами,

не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её

формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. [ 10]

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтье-

вым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.

А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психоло

гии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в

предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». [14]

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.

Личность- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе,

причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от систе-

мы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему

о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: теле

сностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами,

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных пробле ...

Формирование воли в подростковом возрасте
Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет себя вопреки усвоен ...

Задачи современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее р ...