В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность.Сознание. Личность.» есть прекрасные
строки о личности –«этого высшего единства человека, изменчивого как сама
жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независемо от
накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное поло
жение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» [ 8 ]
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых
общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.
Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в
определённых обстоятельствах.
Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философс
кого, общественно – исторического познания.
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.
Личность, по его мнению,-это психологическое образование особого типа, поро
ждаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формиро
вание которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те
особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего гено-
типически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип
нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребнос-
тей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые
навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.
Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и не-
делимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особен-
ности конкретного представителя вида, отличающие его от других представи-
телей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически
обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако
от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшест
вующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личнос
ти. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами,
не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её
формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. [ 10]
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтье-
вым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.
А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психоло
гии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в
предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». [14]
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.
Личность- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе,
причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от систе-
мы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему
о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: теле
сностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами,
Статьи по теме:
Отличия неврастенического и психического.
Рассматривая ненормальную сторону нормы-ненормальности, часто бывает полезно разделить тяжёлые и лёгкие формы психических расстройств. Для этого психологи иногда применяют термины неврастенический и психотический.
Большинство людей знако ...
Особенности социализации подростка.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которы ...
Психология труда как область научного знания о
человеке и его трудовой деятельности
Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появле ...
Актуальное