Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и

особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических

особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других

людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, при-

вычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в

способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в

свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальнос

ти не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для

развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуа

льные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до

известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в

системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный чело

век как личность.

Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают

в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости).

Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого,

запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запо-

минания и забывания.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том

что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от обще-

го развития личности.

Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выра-

жается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, со-

вершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она

направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. [22] Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление

общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и

деятель общественного развития –с другой. [6] Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как об-

щественного явления. Однако каждая общественная наука имеет свой аспект

исследования. Так, исторический материализм главным образом исследует лич-

ность в составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного развития.

Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по

своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому

представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества.

Богатство человека продукт общественного производства.

Общество формирует личность в интересах сохранения и развития общества.

Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное су-

щество, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни:

смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу

или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от обществен-

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Функционально-смысловые типы речи.
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе мышления человеку свойственно отражать различные, объективно существующие связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение ...

Толерантность
В повседневной жизни наилучшим средством психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности как черты характера. Под толерантностью принято понимать терпеливость, выносливость, отсутствие тяжелых переживани ...

Роды и виды ораторской речи.
Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духов ...