Развитие психологии личности в России

Психологическая информация » Понятие личности в психологии » Развитие психологии личности в России

Психология личности в России развивалась в четыре периода:

Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века.

Для него характерным и существенным было появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепен

но трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменоло

гического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны:

общефилософский подход, недифференцированность теоретических подхо-

дов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологи-

ческих знаний о личности социальной практикой.

Второй период – 30 – е – середина 60 – х годов 20 века.

Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает

дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.

Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова

«человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось в советской психологии.

Третий период – середина 60 – х – конец 80 – х годов 20 века.

Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансфор-

мируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется

статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, рефе-

рентностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое

понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологичес-

кий уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам ис-

следования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.

Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.

В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста. [9]

Статьи по теме:

Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнот ...

Типы дружбы.
Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рамссмотрим только юношескую и взрослую. Юношеская дружба. Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, ...

Заключение.
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потом ...