Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.

Психологическая информация » Проблема устойчивости личности » Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.

Страница 2

Способность человека отстаивать и реализовывать свои личностные позиции предполагает выраженность этих позиций, их определенное единство. Иными словами, устойчивость личности неразрывно связана с проблемой целостности личности. Как же достигается такое единство? Нет нужды доказывать, что каждый человек – это уникальный и неповторимый мир, включающий в себя множество различных, нередко противоречивых, мотивационных тенденций. Единство личности не может возникать вследствие сосуществования этих тенденций, оно лишь может быть следствием направленности личности.

С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и фактически до конца активной жизни человека потребность в самореализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития, формирования его личности. Разумеется, будучи социальным существом, человек не может реализовывать себя в объективном мире иначе, как воздействуя на окружающую среду и собственную личность. Социальная активность, в сущности, не только имеет своим результатом материальный и духовные блага, но и формирует человека как личность.

Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей. В чем сущность такого поведения? Разумеется, в поведении индивида существенную роль играет учет конкретных условий, учет ситуации. Следует различать два способа поведения: преобразование обстоятельств на основе учета конкретной ситуации, приспособление к ней, с другой. Психология личности невозможна без учета того, в какой степени человек является творцом обстоятельств. Проявление единообразия же несет в себе факторы, способствующие возникновению аморальных и даже опасных для общества поступков.

Диапазон явлений, которые можно охарактеризовать как подражание, достаточно велик: от элементарного подражания маленьких детей до подражания определенным нравственным идеалам. Такой подход приводит к идеалистическому объяснению социальных явлений; социальные отношения оказываются производными от психических факторов.

Иногда многие природные предпосылки играют весомую роль в формировании личности. Например, у мальчика была врожденная хромота. Это не давало ему возможности играть со сверстниками в подвижные игра и заставляло стоять “в стороне” от многих других занятий подростков. Нет нужды доказывать, что подобный физический недостаток не предопределяет собой формирование личности. Однако было бы неправомерно впадать и в другую крайность, считая, что эта врожденная способность нейтральна по отношению к процессу формирования личности. На самом деле природные предпосылки не есть самостоятельные факторы, они социализированы, проникнуты личностным отношением. Не хромота сама по себе сказывается на формировании личности, а тот факт, что когда сверстники гоняют мяч, хромой мальчик вынужден стоять в стороне. Но здесь следует подчеркнуть, что такая компенсаторная деятельность имеет отчетливо выраженную возрастную специфику. Представим себе взрослого человека средних лет, скажем научного работника, обладающего достаточно высокой профессиональной репутацией, пользующегося авторитетом в коллективе, наконец, имеющего семью, друзей и т. д. Наличие у него такого физического недостатка, как хромота, не скажется сколько-нибудь заметно на его личности и поведении, на его эмоциональном благополучии, самооценке и т. д. Этот недостаток не препятствует реализации его основных личностных установок и тенденций как бы в стороне о магистральной линии формирования личности данного индивида. Здесь действуют мощные социально-личностные факторы, нейтрализующие природный недостаток.

Из сказанного ясно, что роль природных особенностей на разных возрастных этапах формирования личности человека неодинакова.

Изучение детей младшего дошкольного возраста показало, что для многих из них характерно резкое изменение поведения в двух ситуациях: когда ребенок выполняет задание совместно с другими детьми и в обстановке, когда ему нужно проявить самостоятельность. выступить самому перед другими детьми. В этих случаях многие из них испытывали робость, неуверенность. Тормозящее влияние оказывает на них и непривычная обстановка. Испытывая затруднения, они часто прибегают к подражанию.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Межличностные отношения малых групп
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа, в данном случае отдел. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 да 20 – 30 человек), занятых каким – либо общи ...

Закон Стивенса.
Американский психофизик Стивенс предложил свое решение задачи. Исходным пунктом для него был также закон Бугера - Вебера. Но модель сенсорного пространства он представлял себе иначе. Стивенс предположил, что в сенсорном пространстве дейст ...

Техники и технологии урегулирования конфликтов
В настоящее время накоплен немалый опыт решения проблемных ситуаций, неравновесных межличностных отношений с помощью многообразных, достаточно эффективных, проверенных отечественной и зарубежной практикой техник и технологий. При этом тех ...