Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.

Психологическая информация » Проблема устойчивости личности » Проблема возрастной устойчивости и изменчивости личности.

Страница 3

Итак, недостаточная способность дошкольников управлять своим поведением, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность связана как с их психологической незрелостью-несформированностью личности, так и с незрелостью основных свойств нервной системы.

Известно, например, что особенности нервной системы в определенной степени сказываются на способности человека преобразовывать ситуацию, быть относительно эмансипированным от нее. Гибкость, маневренность или склонность к косности, шаблону, способность быстро гасить в сознании все то, что не подтверждается в реальности, или излишняя склонность к рефлексии, бодрость, приподнятость или эмоциональная неустойчивость, стремление быть хозяином положения или податливость влияния сверстников в определенной степени связаны с типологическими особенностями нервной системы человека. Характеризуя природные предпосылки личности ребенка, следует различать индивидуальный и возрастной аспекты природных особенностей и рассматривать их не как параллельно существующие, а в тесной зависимости. Для детей дошкольного возраста характерны возбудимость, чувствительность, слабость нервной системы, быстрая истощаемость нервных клеток, легкая тормозимость при действии экстра раздражителей. Но большая возбудимость, приводящая к экстенсивности реакций, характерна для маленьких детей и к старшему школьному возрасту постепенно уменьшается. Подтверждением этому служит увеличение с возрастом точности реакций и уменьшение неадекватных реакций.

Многие формы поведения 6–10-летнего ребенка и отдельные 3–6-летнего уже позволяют достаточно определенно предсказать логически связанные с ними формы поведения молодого взрослого. Пассивный уход из стрессовых ситуаций, зависимость от семьи, вспыльчивость, интеллектуальные интересы. тревожность в ситуациях социального взаимодействия, полоролевая идентификация и тип сексуального поведения взрослого связаны с его аналогичными, в разумных пределах, поведенческими диспозициями в первые школьные годы. Это серьезно подкрепляет распространенное мнение, что свойства личности взрослого начинают формироваться в раннем детстве.

В результате исследований, проведенных калифорнийским психологом Блоком, исследовавшим 114 “личностных переменных”, выяснилось, что статистически высокую степень постоянства от младших классов средней школы к старшим сохранили 58 % измерений, а юности до 30 лет – 29 %. Из 90 переменных, по которым сравнивались 13–14-летние подростки и 45-летние взрослые, статистически значимые корреляции у мужчин были обнаружены по 54 % измерений, а у женщин – по 62 %. Наиболее устойчивыми у мужчин оказались такие черты, как пораженчество, готовность смириться с неудачей (коэфф. коррел. 0,46), высокий уровень притязаний (0,45), интеллектуализм (0,58), изменчивость настроений (0,40), а у женщин – эстетическая реактивность (0,41), жизнерадостность (0,36), настойчивость, желание дойти до предела возможного (0,43).

Разной мерой изменчивости обладают, однако, не только черты, но и сами индивиды. Нужно спрашивать, “не остаются ли люди неизменчивыми”, а “какие люди изменяются, а какие – нет и почему”.

Сторонники теории социального научения, подчеркивающие знание конкретной ситуации в определении образа действия человека, полагают, что мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределенен. В одних свойствах, как правило, тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретенных в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.

Что же касается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надежным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Динамика развития стрессового состояния.
Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением становится комплекс вопросов связанных с возможностями управления своим стрессом и соответствующими психологическими, механизмами активизирующими стрессоустойчивость человека ...

Некоторые критерии развития головного мозга.
Оценка состояния головного мозга прижизненно может осуществляться при помощи наборов различных тестов, характеризующих интеллект, особенности психики, способность к обучению, память; по виду энцефалограмм, биоэлектрической активности нейр ...

Социально-психологическая структура группы
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководит ...