Патология и эмоции

Страница 2

Еще К. Хорни (1936), создав социокультурную теорию неврозов, обратила вни­мание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конку­ренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агресси­вен не я, а те, кто меня окружают). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способ­ствует и культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выраже­ние негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и пси­хика работает по принципу «парового котла без клапана».

А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян с помощью разработанного ими опросника вы­ясняли наличие установок на запрет четырех базовых эмоций у здоровых и больных мужчин и женщин. Полученные данные приведены в таблице.

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что больные отличаются по уровню запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные эмоции выражен больше.

Установки на

запрет эмоций в норме и патологии, %

Эмоция

Группа

здоровые

больные

женщины

мужчины

женщины

мужчины

Печаль

54

62

67

87,5

Гнев

74

57

88

75

Страх

40

60

82

71

Радость

44

48

71

37,5

В то же время видны культуралъные различия при сравнении дан­ных мужчин и женщин. У мужчин выше запрет на страх (образ мужественного чело­века), а у женщин — на гнев (образ мягкой женщины).

Как отмечают Холмогорова и Гаранян, «культ рационального отношения к жиз­ни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена — непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучшем случае эмоции сбрасываются как в помойную яму на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет на эмоции ведет к вы­теснению их из сознания, а расплата за это — невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприят­ных ощущений различной локализации» (1999, с. 64).

б) эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья

Эмоциональные переживания могут приводить к различным нарушениям психики, которые в различных культурах имеют свои особенности и названия. Описание этих состояний приведено в книге Ц. П. Короленко и Г. В. Фроловой (1979).

В мексико-американской культуре это состояния «сусто» и «биллис». Состояние «сусто» является следствием пережитого страха, причем источник последнего может быть как естественным (катастрофа, несчастный случай, внезапное нападение зверя и т. п.), так и «сверхъестественным», мистическим — боязнь духов, призраков, кол­довства. Поводом для возникновения этого состояния может быть и переживание человека о том, что он не смог поступить так, «как надо», не справился со своей соци­альной ролью.

В результате человеком овладевает беспокойство, он теряет аппетит, интерес к близким и вообще к жизни. Возникает физическая слабость, безразличие к своему внешнему виду, к приличиям и условностям, которые он до сих пор чтил. Человек жалуется на недомогание, грустит, замыкается в себе. Это похоже на депрессию лю­дей из цивилизованного мира.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Эмоции.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний ...

Заключение.
После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоан ...

Процессы памяти.
Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нём, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). В коре по ...