а) Причины эмоциональных расстройств
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические психологические факторы (табл. 17.1) и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.
Холмогорова и Гаранян приводят в своей статье многочисленные факты, подтверждающие это. Кросскультурные исследования депрессии показали, что число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам и образцам (Eaton, Weil, 1955а, б; Parker, 1962; Ким, 1997). Особенно это характерно для США, где депрессия стала бичом американского общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом американской семьи является «Быть на одном уровне с Джонсами».
По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или социальной фобии. Не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами, замаскированными соматическими жалобами, не имеющими достаточной физической основы. У этих больных, как правило, значительно повышены показатели по шкалам депрессии и тревоги, но они их не осознают.
Многофакторная модель эмоциональных расстройств
Уровень исследования |
Объекты исследования | ||||||
Эмоциональные расстройства | |||||||
депрессивные |
тревожные |
соматоморфные | |||||
Макросоциальный |
Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку | ||||||
Культ успеха и достижения |
Культ силы и конкурентность |
Культ рацио и сдержанность | |||||
Семейный |
Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций | ||||||
Закрытые семейные системы с симбиотическими связями | |||||||
Высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики |
Недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверхконтроль |
Игнорирование 'эмоций семейных отношений, запрет на их проявление | |||||
Межличностный |
Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки | ||||||
Высокие требования и ожидания от других людей |
Негативные ожидания от других людей |
Трудности самовыражения и понимания других | |||||
Личностный |
Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание | ||||||
Перфекционизм |
Скрытая враждебность |
«Жизнь во сне» (алекситимия) | |||||
Когнитивный |
Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание | ||||||
Депрессивная триада |
Тревожная триада |
«Чувствовать опасность» | |||||
Абсолютизация |
Преувеличение |
Отрицание | |||||
Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщеиие и т. д. |
Операторное мышление | ||||||
Поведенческий и симптоматический |
Тяжелые эмоциональные состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация | ||||||
Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других |
Поведение избегания, ощущение беспомощности, тревога, страх критического отношения к себе |
Эмоции суммируются, переживаются на физиологическом уровне без психологических жалоб | |||||
Статьи по теме:
Совершенствование памяти.
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточн ...
Фирменный стиль и основные агитационные материалы.
В данной части речь пойдет о разработке продукции, которая в ходе избирательной кампании тиражируется в массовом порядке.
Разработка фирменного стиля
избирательной кампании является задачей, которая по своему характеру наиболее близка ...
Методы психологии труда
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные вариан ...
Разделы