Патология и эмоции

Страница 1

а) Причины эмоциональных расстройств

Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины, которые касают­ся целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Хол­могорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические психологические факто­ры (табл. 17.1) и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального созна­ния, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным рас­стройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

Холмогорова и Гаранян приводят в своей статье многочисленные факты, подтвер­ждающие это. Кросскультурные исследования депрессии показали, что число депрес­сивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные до­стижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам и образцам (Eaton, Weil, 1955а, б; Parker, 1962; Ким, 1997). Особенно это характерно для США, где де­прессия стала бичом американского общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом американской семьи является «Быть на одном уровне с Джонсами».

По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или социальной фо­бии. Не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают соматоморфными расстройства­ми, т. е. психическими расстройствами, замаскированными соматическими жалоба­ми, не имеющими достаточной физической основы. У этих больных, как правило, зна­чительно повышены показатели по шкалам депрессии и тревоги, но они их не осознают.

Многофакторная модель эмоциональных расстройств

Уровень исследования

Объекты исследования

Эмоциональные расстройства

депрессивные

тревожные

соматоморфные

Макросоциальный

Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку

Культ успеха и

достижения

Культ силы и конку­рентность

Культ рацио и сдержанность

Семейный

Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций

Закрытые семейные системы с симбиотическими связями

Высокие родительские требования и

ожидания, высокий уровень критики

Недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверх­контроль

Игнорирование

'эмоций семейных отношений, запрет на их проявление

Межличностный

Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки

Высокие требования и ожидания от

других людей

Негативные ожидания от других людей

Трудности самовыражения и понимания других

Личностный

Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание

Перфекционизм

Скрытая

враждебность

«Жизнь во сне» (алекситимия)

Когнитивный

Когнитивные процессы, стимулирующие отрица­тельные эмоции и затрудняющие самопонимание

Депрессивная

триада

Тревожная триада

«Чувствовать опасность»

Абсолютизация

Преувеличе­ние

Отрицание

Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщеиие

и т. д.

Операторное

мышление

Поведенческий и симптоматический

Тяжелые эмоциональные состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация

 

Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других

Поведение избегания, ощущение беспомощ­ности, трево­га, страх критического отношения к себе

Эмоции суммируются, переживаются на физиологическом уровне без психологических жалоб

 
Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Развитие мышления в переходном возрасте
Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, - общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха — эпоха рассуждающего мышления. ...

Предотвращение конфликтов.
Предотвращать назревающие конфликты рекомендуется, руководствуясь следующими принципами. 1. Объективность и уступчивость . В качестве предварительного условия для избежания конфликта не обходим компромисс. Чтобы поменять точку зрения, ну ...

Особенности социализации подростка.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которы ...