Свойства нервной системы и темперамента с трудом выделяются “чистом виде” даже в специально организованном эксперименте, если вообще возможно такое выделение. Реальные поведение и индивидуальность потому и поддаются с трудом прогнозу, что могут быть оптимально проанализированы только с учетом основных образующих их факторов.
Врожденность многих психодинамических свойств задает необходимость в механизмах, адаптирующих их к особенностям высокоизменчивой среды. Все эти механизмы формируются как сомато-нейро-метаболические интеграции в виде функциональных систем. «Структура памяти или жизненного опыта, - писал, Швырков В.Б., - состоит исключительно из функциональных систем целостных поведенческих актов разного возраста и не содержит каких-либо иных элементов, таких, как "образ", "эмоция" или "моторная программа».
Если использовать алгоритм построения любой функциональной системы, то можно выделить три ее блока, по которым может быть охарактеризован любой психический организм: афферентный синтез, этап принятия решения и этап выработки программы и акцептора результатов действия.
Афферентный синтез, в который можно включить и обратную афферентацию, характеризуется не только содержательными особенностями (согласно П.К. Анохину, мотивацией, пусковыми и обстановочными стимулами, опытом, но и динамическими, в качестве которых могут выступать перечисленные эволюционные факторы). Эргичность на этапе афферентного синтеза может проявляться в силе и характере стимулов, которые являются пусковыми (т.е. в чувствительности к поощрению, по Д. Грею), вариативность - в диапазоне, темпе и точности восприятия, чувствительность к определенности ситуации (к неудаче, по Д. Грею), социальная эргичность - в чувствительности к социально значимым стимулам, социальная вариативность (пластичность, но В.М. Русалову) - в диапазоне и глубине общения.
Индивидуальные различия второго типа связаны с процессами принятия решения, категоризации информации, что является основой построения семантического пространства субъекта. Если пользоваться традиционно выделяемыми факторами семантического дифференциала, эргичность на этом этапе влияет на завышение или занижение значимости. объекта или ситуации, вариативность - на оценку их активности и когнитивную сложность, чувствительность к вероятностной среде - на оценку их определенности. Социальная чувствительность определяет фактически локус контроля личности (насколько зависим человек от факторов окружения на этапе принятия решения), социальная вариативность проявляется в свойствах ригидности - гибкости поведения.
На этапе программирования и контроля активности эргичность проявляется в дальносрочности и трудности программ, вариативности, и темп - их стереотипности, чувствительность к определенности - в их подробности и продуманности. Социальная чувствительность определяет степень идеологичности программ и зависимости от средств социального окружения, социальная вариативность - величину набора сценариев активности для разных ситуаций.
Шестой из выделенных эволюционных факторов - функции, которые реально выполняет человек, - определяется, по нашему мнению, как результат перечисленных индивидуальных особенностей, характеристик построения функциональных систем и представляет собой психологические механизмы поведения. В итоге полученная матрица Зх5 представляет собой список пятнадцати шкал, по которым может быть оценен каждый из механизмов поведения. Для того чтобы определить средовое влияние на формирование индивидуальности человека и как-то формализовать пространство его развития, целесообразно использовать эту же матрицу. Свойству эргичности отвечает напряженность активности, которой требует ситуация, свойству вариативности - изменчивость, чувствительности к определенности - соответственно сложность для прогноза, социальной эргичности - необходимость ориентации на информацию социального окружения, социальной вариативности - необходимый спектр общественных отношений. Тип обученности и компетентность в этом случае поддаются также формализации.
Статьи по теме:
Состояние Я ребенка
Каждый ребенок рождается с определенными унаследованными качествами, в определенной экономической, эмоциональной, социальной среде и направляется определенными авторитетами. Каждый ребенок переживает значительные события своей жизни, таки ...
Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и ...
Психоанализ как метод объяснения и понимания социокультурных процессов.
Каждый крупный социальный мыслитель мыслит в своей особой тональности, глубоко разрабатывая лишь одну точку зрения. Точка зрения Фрейда представляет общество как невидимую, бессознательную реальность, дающую о себе знать через «Симптомы» ...
Актуальное