Проблемы врожденного и приобретенного в поведении человека

Психологическая информация » Проблемы врожденного и приобретенного в поведении человека

”Проблема соотношения личности и организма в человеческой индивидуальности, - пишет В.М. Русалов - сводится прежде всего­ ­­­­ о том, как соотносятся психодинамические свойства человека с его биологической организацией».

Б.Г. Ананьев подчеркивал комплексный характер связи индивидных свойств разного уровня: «Три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные - особенности симметрии организма), - писал он, - образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей и т.п.) от этого плана первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в целом, а не отдельно взятых (конституциональных или нейродинамических)»­.

Выше были названы три типа параметров, характеризующих развитие любого энергетического образования: потенциал, вариативность и особенности принятия характеристик среды. Необходимо, видимо, специально подчеркнуть два момента.

Во-первых, три выделяемые плоскости анализа отражают общие тенденции эволюции живых систем, и в описывающих их категориях, используемых в разных значениях в других концепциях, подчеркиваются именно их общеэволюционные свойства: потенциал рассматривается как «эргичность», «уровень энергии», уровень активации психики; вариативность - как основа пластичности, изменчивости и адаптивности; регулятивность. - как направляемость активности субъекта со стороны среды, его управляемость, как набор средств, ограничивающих степени свободы активности.

Во-вторых, хотя выделение этих плоскостей анализа является достаточно традиционным в психологии индивидуальных различий, к разных концепциях они встречаются либо наряду с другими основаниями для классификации индивидуальности, либо не в совокупности.

Статьи по теме:

Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Тест Керна- Йирасека. Данный тест направлен на определение школьной зрелости . Данный тест состоит из трех заданий. Первое- рисование мужской фигуры по памяти, второе- срисовывание письменных букв, третье- срисовывание группы точек. Рез ...

Психологические проблемы больных страдающих нервной анорексией и булимией.
В западном обществе многие - по большей части женщины - чувствуют себя так, как будто бы они на протяжении всей своей взрослой жизни или сидят на диете, или у них небольшой перерыв между диетами. Можно ли быть женщиной в западном обществе ...

Одарённость и творчество.
Процесс познания определён принятой задачей только на первой его стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, о ...