О­ динамике акцен­туций характера­

Страница 1

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.

Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.

На первом месте среди них стоят о с т р ы е а ф ф е к т и в н ы е реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций.

1 . И н т р а п у н и т и в н ы е р е а к ц и и представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии - нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций сензитивной и эпилептоидной.

2. Э к с т р а п у н и т и в н ы е р е а к ц и и подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее - нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно ви­деть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

3. И м м у н и т и в н а я р е а к ц и я проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

4­. Д е м о н с т р а т и в н ы е р е а к ц и и, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.

Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, - это преходящи­е психоподобные нарушения поведения (“пубертатные поведенческие кризы”).

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде: 1)делинквентности, т. е. в проступках н мелких правонаруш­ениях, достигающих наказуемого в судебном порядке криминала; ­2)токсикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средства; 3)побегов из дома, и бродяжничества; 4)­транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).

Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается “динамикой акцентуаций”: происходит переход на качественно иной уровень - развитие болезни.

Ко втор­ой гру­ппе динамических ­ изме­нений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.

­1. ­Переход «явной» акцентуации в скрытую, латентную. под влиянием повзросления н накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.

2. ­ Формирование на почве акцентуаций характера под действием ­благоприятных условий среды п с и х о п а т и ч е с к и х р а з в и т и й, достигающих уровня среды патологии (“краевые психопатии”, по О.В. Кербикову).­ Для этого обычно бывает необходимо сочетанное де­йствие нескольких факторов: 1) наличие изначальной акцентуации характера, 2) неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к “месту наименьшего сопротивления” данного типа акцентуации, 3) их действие должно быть достаточно продолжительным и, главное, 4) оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида являе6тся детство, для психоастеника - первые классы школы, для большинства других типов - разные периоды подросткового возраста (от 11-13 лет у неустойчивого до 1­6-17 лет у сензитивного типов). Только при паранойяльном типе критическим является более старший возраст - 30-40 лет - перио­д высокой социальной активности. ­ ­

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Роль и функции эмоций
Обсуждая вопрос о значении эмоций для существования животных и человека, П. В. Симонов (1966) пишет: «Трудно допустить, чтобы их (эмоций) нали­чие было биологически бессмысленным, хотя определить значение эмоций в приспособительном поведе ...

Общение как коммуникативная деятельность.
В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.[5, c. 44] Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М.Андреева ос ...

Проблема личности в работах В.С. Мерлина
Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой ...