Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.

Психологическая информация » Проблемы социализации детей-инвалидов » Сущность, этапы и механизмы процесса социализации.

Страница 3

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.

По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо за­держивает развитие человека, либо делают его неполным.

Социализация осуществляется через ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические меха­низмы социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т.д. Все они складываются в универсальные механиз­мы социализации: традиционный, институциональный, стили­зованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процес­се взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются спе­циализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализирован­ными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для опре­деленной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функциони­рует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Зна­чимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляет­ся через индивидуальное переживание и осознание, внутрен­ний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстни­ков и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с по­мощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих меха­низмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социа­лизации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механиз­му, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Заключение.
Социальная ситуация комфорта протекания беременности очень важна для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. А действующие стресс ...

Методика чернильных пятен Г. Роршаха
Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Есть сведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи и Ботичелли для «возбуждения фан ...

Неформальное исследование самоактуализаци­и
Маслоу и другие гуманистические психологи имели оптимистический взгляд на природу человека. Они не только подчеркивали врожденный потен­циал позитивного и конструктивного роста, но также были глубоко уверены в реализации этого потенциала ...