Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми

Психологическая информация » Общая характеристика социализации детей » Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми

Страница 2

Используемые родителями методы воспитания – функция от множества взаимодействующих между собой факторов, которые включают в себя культурную и социальную среду, уровень развития ребенка, личностные особенности родителя и ребенка, а также контекст социальных отношений, в частности отношений между родителями.

Среди родительских качеств, влияющих на стиль воспитания и дисциплинирования, можно навзать зрелость и эмоциональную адаптивность. Процесс дисциплинирования обусловлен также представлениями родителей о мотивации и способностях ребенка. Родители склонны наказывать за пустяки, если считают, что они совершены преднамерено и что ребенок достаточно врослый, чтобы контролировать свое поведение. Родители, полагающие, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира, придерживается стиля воспитания, отличных от таковых у родителей, которые уверены в том, что ребенок пассивен в своем познании.

Наиболее часто применяемые в воспитанни методами являются награда, наказание и рассуждение или индукция. Награда (подкрепление) может быть соцеальной (например, похвала) и несоциальной (например, особые послабления) . Эффективность социального подкрепления зависит от отношения ребенка со взрослым. Подкрепление бывает ненамеренным, например когда ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. В этих условия родитель может попытатся присечь нежелательные действия, проигнорировав их.

Если стратегия подкрепления несрабатывает, родители могут счесть нужным использовать наказание. Для того чтобы наказание было эффективным его следыет применять как можно скорее после нежелательного поведения. Наказание более эффективно, если исходит от заботливого, любящего родителя, а для присечения нежелательных действий важна последовательность в его использовании. Согласно принципу минимальной достаточности, строгость наказания должна быть необходимой и достаточной, чтобы вызвать послушание. Запреты и наказания с большой вероятностью будут иметь запоанированный эффект, если будут сопровождаться разяснением и объяснением. Жестокое или несправедливое наказание может иметь негативный побочный эффект.

Дисциплинарные стратегии, не связанные с наказанием – называемые индуктивными методами – вкючают в себя рассуждения, указания на последствия нежелательных действий или опеллирование чувства собственного достоинства ребенка или его стремлению к превосходству.

Успешность применения этих методов зависит от эффективности общения родителй с ребенком, а такжк от понимания ребенком причин, по которым необходимо следовать правилам и указаниям.

Дети социализируются не толко по средствам прямого общения но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенчиские модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком.

Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому; они также неадекватны вразных семьях. Исследователи выделяют четыре модели родительского поведения : авторитарное, авторитетное, либерально-популистическое и отвергающе0пренебрижительное. Наиболее благоприятным для ребенка является авторитетный стиль, который сочетает в себе высокую требовательность с высоким уровнем теплоты иотзывчивости.

Взаимоотноешение сиблингов - важнейший аспект семейной жизни. Они могут быть как онтогонистами, так и дружелюбными, теплыми. На то, каковы будут отношения между сиблингами влияет позиция матери. Тип отношений между сиблингами довольно устойчив. У единственного ребенка, по всей видимости, все же не формируются негативные качества.

Наиболее тяжелыми для детей разведенных родителей является первый год после развода. Стресс и неуверенность , которые испытывают родители, отражается на отношениях с детьми . В наибольшей степени негативным последствием развода подвержены дети дошкольного возраста. Дети школьного возраста более способны справлятся с ситуацией развода, поскольку лучше понимают проблемы родителей и причины развода. Взаимодействие между разведенными родителями играют существенную роль в адаптации детей к ситуации развода.

Воспитание детей связано с наибольшими трудностями для одиноких родителей, особенно для несовершеннолетних родителей. Серьезной проблемой для матерей-подростков является бедность, отсутсвие перспиктив, необходимость достичь автономий от матери и сформировать собственную личную идентичность, выполняя при этом материнские обязанности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анализ результатов исследования родителей.
В процессе анализа были получены следующие данные: в общем отношение к сексу у всех родителей положительное, кроме одной женщины. Она в анкете на вопрос: «Как вы относитесь к сексу?» ответила «Никак». Так же было выявлено, что в семьях ...

Развитие интеллекта
Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже[9;150]. Он выделил в этом развитии четыре стадии. Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. Ребенок ищет предметы, которые ...

Методика чернильных пятен по Хольцману.
В отличие от большинства проективных методов методика чернильных пятен Хольцмана (Н1Т) представляет собой реальную попытку построить тест в соответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психо метрическим средствам. Разработан ...