Введение в трансакционный анализ

Страница 1

При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, скорее аналитического, при котором человек обычно заключает: «Да, именно так это и происходит!»

Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.

Он заметил, что все эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Первоначальнотрансакционный анализразвивался как психотерапевтический метод. Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах. Группа служит окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более ясно понять себя, с тем чтобы человек смог изменить или усилить в себе то, что он хочет.

Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом и пациентом. Договор может касаться прояснения таких симптомов, как застенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться вопросов достижения контроля над поведением в таких случаях, как неумеренное пьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он может сосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под определенными симптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при которых ребенок был униженным, заброшенным, слишком избалованным, отвергнутым или с ним жестоко обращались. Этот договорный подход сохраняет самостоятельность пациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия договора будут выполнены.

ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических научных терминов или профессиональному жаргону. Например, основные стороны личности называются в трансакционном анализе состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности». Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.

Психотерапия, разработанная Берном на основе ТА, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного «Взрослого», а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития трансактного анализа абсолютизации роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование «новых» эго-состояний «Родитель» и «Ребенок» в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в трансактном анализе разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, «энергетическую наполненность» эго-состояний и их форм. Несмотря на свою распространенность, эти методы подвергаются критике как клицинистами, так и теоретиками трансактного анализа за узкий подход, не учитывающий особенностей отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике эго-состояния дает разработка проективных, в частности рисуночных методик, а также метод трансактной реинтерпретации личных опросников (например, опросников Р.Кеттела, MMPI и др.).

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Социально-психологические методы управления.
Методы социального нормирования. → Разработка и утверждение коллективом норм поведения. (кодекс чести и т.п.). Методы воспитания. → Понятие форм морали через агитацию ,убеждение и т.п. ...

Лидеры толпы.
Начнём с общей характеристики понятия лидер. Как известно без вожака не может существовать ни стадо животных, ни человеческая толпа. Вожак сначала обычно сам бывает человеком, которого увлекла некоторая идея, который оказался ею загипнот ...

Проблема социализации в историческом аспекте.
На протяжении своей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. По мнению Н. Н. Малофеева, в эво ...