Движущей силой развитием отношений между детьми является игра, которая появляется у 2-летних детей. В период между 2-5 годами жизни взаимодействия между детьми становится более частым, более продолжительным, более социальным иболее сложным. В игровой репертуар ребенка входят элементы групповой ролевой игры.
Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной степени является функцией от совершенствующихся ролевых навыков. Ролевые навыки в своем развитии проходят ряд качественно отличающихся этапов; они связаны с общим интеллектом и нравственным поведением.
В процессе приобретения социального опыта и развития когнитивных навыков ребенка формируется более абстрактные, более сложные и более психологичные представления о других людях.
Социальный статус ребенка определяется множеством факторов. К когнитивным характеристикам, связанным с популярностью, относятся : высокий уровень развития ролевых навыков, а текже дружелюбие, общительность и сочувственное отношение к другим людям. У детей с высоким социальным статусом выше социальная компетентность, они владеют эффективными способами взаимодействия. Умеренно высокая самооценка с большой вероятностью приводит к принятию со стороны сверстников, чем слишком высокая или слишком низкая самооценка.
С возростом изменяется представление детей о дружбе. Если дошкольников не очень интерисуют длительность отношений, то старшие дети рассматривают дружбу как отношения, выходящие за рамки отнократного непродолжительного взаимодействия. Представление детей о дружбе в своем развитии проходит ряд этапов. На первом этапе друзьяя – это товарищи по игре, которых ребенок видит чаще остальных; на втором – друзья – это люди, с которыми ребенок сотрудничает и делится; на третьем – дружба рассматривается с точки зрения взаимопонимания.
Многие дети посещают группы подкотовки к школе, принимают участие в программах раннего образования, и еще больше детей ходят в детский сад. Качество ухода за ребенком серьезно влияет на его развитие. Недостаток игрового материала ведет к повышению агрессии и других форм стресса, однако при значительной нехватке игрового материала дети начинают делится. Игрушки и занятия могут влиять на поведение, повышая уровень агрессии, просоциального поведения, активности и т.п.
Еще одна переменная – структурирование взрослым деятельности ребенка. При высокой структурированности занятий дети более внимательны, лучше выполняют указания учителя и обращаются к нему за одобрением. Низкий уровень структурированности наоборот, способствует позитивному взаимодействию между сверстниками, а также агрессии, настойчивости и лидерству и в меньей степени взаимодействуют с учителем.
Последние исследования показали, что ожидания учителя могут при определенных обстоятельствах влиять на успеваемость внезависимости от истинных способностей ребенка. Ожидания передаются детям посредством проявления положительных чувств к учащимся на которого возлагаются надежды.
Рассовая интеграция наиболее эффективна в случае, когда школьный порядок способствует кооперации, а не соперничеству, а индивидуальные достижения не акцентируются.
Мэйнстриминг, или включение детей с физическими и умственными нарушениями в обычные классы не приносит тех значительных результатов, на которые первоначально рассчитывали его защитники, однако программы, в которых на первый план ставится взаимодействие и кооперация детей, могут повысить эффективность мэйнстриминга.
Важнейшим фактором социализации является телевиденье; в среднем дети смотрят телевизор 2-3 часа в день. Маленькие дети часто смотрят программы, для них не предназначенные. Некоторые исследователи считают что телепросмотр вытесняет семейное общение, игру и другие занятия, вызывают пассивное отношение к познанию. Было обнаружено, что телепросмотры действительно влияют на распределение свободного времени и уменьшают время, уделяемое спорту, что негативно сказывается на физичесской форме. Телепросмотры связанны со снижением успеваемости, если составляют более 20 часов неделю. Они, по всей видимости, не делают детей интеллектуально пассивными. Фактически дети активно думают о том, что видят на экране, если программа информативна, расширяют свои знания.
В какой-то мере дети понимают то, что видят на экране, часто зависит от уровня когнитивного развития. Маленьким детям трудно в содержании отделить главное от второстепенного. Им может оказаться сложно объединить сцены, разворачивающиеся в разное время, а также, сделать вывод относительно событий непоказанных на экране.
Из программ дети много узнают о социальных отношениях и поведении, а также усваивают социальные стериотипы. Кроме этого эпизоды насилия, показанные на экране, могут спровоцировать агрессивное поведение. Дети могут обучатся просоциальным способам разрешения проблемных ситуаций, наблюдая их на экране.
Основные социальные тенденции, такие как понижение уровня дохода, оказывает долговременное воздействие на развитие нынешнего поколения детей.
Статьи по теме:
Потребности, мотивы и цели деятельности.
С точки зрения А. Н, Леонтьева, деятельность – форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.
Личность – это, прежде всего живой человек из пл ...
Как справиться с тяжелыми воспоминаниями.
Как же применить стратегию воспитания равновесия в тех сторонах жизни, где отсутствие этого равновесия воспринимается особенно болезненно? Я имею в виду такие явления посттравматического стресса, как ночные кошмары, вспышки гнева, непроше ...
Методы коррекции привычек
Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки — значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная систе ...
Актуальное