Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»

Страница 1

Цель:

Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью тренинговых занятий в группе.

Задачи:

1. Овладение навыками различных релаксационных техник.

2. Получение базовых знаний о факторах, механизмах развития психологического стресса различного типа.

3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».

4. Овладение навыками позитивного конструктивного мышления в проблемных ситуациях.

5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных ситуациях, работа с индивидуальными моделями стресса.

Критерии эффективности:

1. Понижение высокого уровня личностной тревожности, напряженности.

2. Увеличение актуально переживаемых позитивных эмоциональных состояний, улучшение настроения.

3. Повышение работоспособности и социальной активности.

4. Улучшение общего самочувствия.

5. Повышение заниженной самооценки, коррекция неадекватной самооценки.

6. Формирование интернального локуса контроля, необходимого для преодоления деструктивных проявлений стресса.

Возможно использование следующих психодиагностических методов для отслеживания результатов действия тренинговой программы:

1. Включенное внешнее наблюдение.

2. Устный опрос, письменный опрос (анкетирование, тестирование).

3. Анализ письменных и устных самонаблюдений участника программы.

В качестве тестовых методик рекомендуется применить.

Ситуативные тесты.

1. «Н.П.Н» Немчина.

2. «РТ» Спилбергера.

3. САН (самочувствие, активность, настоение).

4. «Цветопись» Лукошкина.

Личностные тестовые методики.

1. «Общая самооценка» Казанцевой, «Кто я в этом мире» Новикова (школа самооценки).

2. «Шкала общей интернальности» («УСК» - уровень субъективного контроля).

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Личностная агрессивность» Басса-Дарки.

4. «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, Факторы эмоционально волевых особенностей (факторы C, G, J, O, Q3, Q4) – 16 PF опросника Кеттелла.

По данной программе целесообразно работать от трех до шести месяцев. Частота занятий может варьироваться от одного до двух раз в неделю. Продолжительность занятий: от 2.5 до 3.5 академических часов. Количество участников в группе: от 6 до 14 человек, не более. Возрастной состав желательно подбирать примерно одинаковый.

Содержательную часть тренинговых занятий представляет собой подбор основных техник, которые возможно использовать в качестве ведущих по данной программе. Среди них:

1. Телесно-ориентированные психотехники.

2. Танцевально-двигательные психотехники.

3. Арт-технологии.

4. Релаксационные технологии.

Каждое тренинговое занятие также разбивается на ряд основополагающих этапов.

Первый этап: активационный.

На данном этапе осуществляется разминка, «разогрев» участников группы на дальнейшую работу в тренинге. Целесообразно использовать на разминку танцевально-двигательные техники (в парах, в целом в группе). Например: техника «Боди-джаз», «Гармоничный танец», «Зеркальный танец», «Змейка» и т.п. (К. Рудестам «Групповая психотерапия», Кряжева «Развитие эмоционального мира ребенка», Н.В. Самоукина «Коррекционные и психотехнические игры и упражнения» и т.п.). Цель данного этапа заключается не только в вовлечении участников в тренинг, сплочении группы, но и в начале активационных процессов в психике на бессознательном уровне, способствующие развитию стрессоустойчивости.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Явления и определение внимания
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни уче ...

Как обрести внутреннее равновесие.
Теперь пора обсудить следующий вопрос: как переключиться со стрессовых переживаний и тревожности на ощущение внутреннего равновесия. Что такое равновесие? Одни скажут, что чувство равновесия хорошо развито у того, кто может ходить по кан ...

Основные принципы работы профконсультанта.
Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определе ...