Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

Психологическая информация » Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.

В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.

Среди них:

1.

Социальные факторы.

К данной группе факторов относятся социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.

2.

Социально-психологические факторы.

Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.

3.

Личностные факторы.

1) Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности пола.

2) Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

4.

Факторы, связанные с особенностями деятельности

– учебной, профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т.д.

Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Неслучайно, что такие заболевания как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного стресса, больше всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет.

Данные психологических служб, психологических центров по России в целом и Костроме в частности, свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся безработные и студенты вузов в возрасте от 17-ти до 23-х лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему.

Во-первых.

Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы.

Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.

Во-вторых.

Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок и т.п.

В-третьих.

Также распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа – от индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной проблематики.

Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные психологические проблемы в молодежной среде можно сделать вывод о значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.

В настоящем методическом пособии представлены разделы:

1. Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса;

2. Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде;

3. Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической практике;

4. Программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного стресса».

Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций и психологической теории, и психологической практики. Комплексная вариативная программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного стресса» является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в оказании психологической поддержки и помощи.

Статьи по теме:

Структура ораторской речи.
Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие ...

Математические способности и их природные предпосылки (работы Б. М. Теплова).
Хотя математические способности и не были предметом специального рассмотрения в трудах Б. М. Теплова, однако ответы на многие вопросы, связанные с их изучением, можно найти в его работах, посвященных проблемам способностей. Среди них особ ...

Кто правит миром. К вопросу о вожаках.
Склонную ко всем крайностям массу и возбуждает лишь чрезмерное раздражение. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять ...