Возвращаясь к теме дистресса и эустресса, логичным продолжением становится комплекс вопросов связанных с возможностями управления своим стрессом и соответствующими психологическими, механизмами активизирующими стрессоустойчивость человека. Важным является определение своего индивидуального порога чувствительности к стрессу, т.е. представление о том, до какого уровня человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже повышая ее, и какие по степени воздействия факторы становятся деструктивными, дезорганизующие деятельность. Актуальным представляется поиск индивидуальных способов защиты от дистресса и спокойного отношения к эустрессу. Решению данных задач может способствовать схема динамики протекания стресса у человека:
 1 2 3 
временной период
AD – уровень фоновой активности в спокойном состоянии.
Данная модель включает в себя три основные стадии:
1. AB – нарастание психологического напряжения.
2. BC – высокий уровень психического напряжения до критического максимума.
3. CD – снижение психологического напряжения.
1 стадия
сопровождается тем, что состояние человека меняется на противоположное по эмоциональному знаку. Спокойный и уравновешенный человек начинает суетиться и раздражаться. Живой и подвижный человек становится внезапно мрачным и неразговорчивым. На данной стадии возможно развитие конфликтных ситуаций. У человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое поведение.
2 стадия
начинается в точке B и доходит до наивысшего напряжения (точка C). Человека поглощает деструктивный стресс, происходит полная или частичная потеря сознательного самоконтроля, сопровождаемая аффективным состоянием.
3 стадия
снижение психологического напряжения (от точки C до точки D). На данной стадии человек вновь возвращается к своему исходному состоянию, но проявляется оно в ощущении чувства апатии, безразличия, часто – чувства стыда или вины. Депрессия в таком случае – результат переживания острого кратковременного или длительного хронического стресса. Длительность стрессового «сценария» в целом, и отдельных стадий в частности, обусловлено многими объективными и субъективными факторами, последние из которых часто доминируют. Продолжительность стрессовых стадий колеблется от 2-3 минут до нескольких недель. Индивидуальные особенности переживания стресса могут усвоиться человеком еще в детском возрасте на бессознательном уровне.
Психокоррекционные направления изменения
индивидуального «стрессового сценария»
Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек, соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса.
Самодиагностика своего состояния
Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях.
Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.
|  
 Человек, ведущий стрессовый стиль жизни  |   
 Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни  |  
|  
 Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.  |   
 Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий.  |  
|  
 Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения.  |   
 Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.  |  
|  
 Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.  |   
 Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы.  |  
|  
 Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий.  |   
 Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.  |  
|  
 Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.  |   
 Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.  |  
|  
 Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться.  |   
 Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.  |  
|  
 Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей.  |   
 Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.  |  
|  
 Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имеет чувства юмора  |   
 В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.  |  
Статьи по теме:
Групповая психокоррекция.
	 
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, вза ...
	
Возникновение и психологическая характеристика сознания человека.
	 
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и пр ...
	
Аффект.
	 
Аффект (лат.) - противоположность спокойствию духа, обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений. Таким образом, аффект. лишает человека спокойной рассудительности мы ...
	


							
							
Актуальное