Понятие о способностях

Страница 1

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкой применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом.

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень разви­тия общих и специальных знании, умений и навыков, обеспе­чивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике

Способности, считал Б. М. Леплов, не могут существовать ина­че. как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользо­ваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями таки­ми сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответству­ющие способности.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека:

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память,мышление, способность к элементарным коммуника­циям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жиз­ненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользо­вании речью и логикой, теоретические и практические, учеб­ные и творческие, предметные и межличностные

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точ­ность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи чело­века в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математи­ческие, лингвистические, технические, литературные, художе­ственно-творческие, спортивные и ряд других.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-тео­ретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обра­щалось именно на предметно-деятельностныс способности, хотя; способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализа­ции и приобретения им необходимых форм общественного по­ведения. Без владения речью как средством общения, напри­мер без умения адаптироваться к людям, правильно восприни­мать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных со­циальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое разви­тие человека были бы просто невозможными.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальные

Зависимость развития способностей от задатков, их своеоб­разное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и если человек продолжает заниматься теми видами деятельно­сти, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей мож­но выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготов­ка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нуж­ная способность. Все эти процессы могут протекать параллель­но, в той или иной степени накладываться друг на друга. По­пробуем проследить эти этапы на примере развития таких спо­собностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме пред­ставленные с рождения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Межличностные отношения малых групп
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа, в данном случае отдел. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 - 3 да 20 – 30 человек), занятых каким – либо общи ...

Психоаналитические типологические модели
В завершение рассмотрю типологическую модель А. Лоуэна. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, а неврозы проявляются в телесном облике, в строении тела и движениях. Предпосылкой созданного Лоуэном биоэнерг ...

Влияние семьи на ребенка.
Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего и школьного возраста. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и достигают этого разными способа ...