Коммуникативный стресс: определение понятия.

Интеграция различных областей психологических знаний позволяет рассматривать и актуализировать в качестве предмета исследования различные типы психологического стресса. Известно, что весомое место в западных и отечественных концепциях психологического стресса занимают социальные и социально-психологические теории. Во многих работах по изучению стресса социальные, социально-психологические факторы занимают одну из важнейших позиций. В тоже время отдельные типы стресса в рамках социально-психологических теорий явно не достаточно изучены. Так, например, коммуникативный стресс представляет собой малоисследованную область знаний. В этой связи примечательны: работа доктора психологических наук В.И. Кабрина, рассматривающего коммуникативный стресс в рамках авторской концепции коммуникативного развития личности студента, исследования кандидата психологических наук Самоуниной Н.В., в которых коммуникативный стресс представлен в сфере делового общения в профессиональной деятельности.

Пробелы в исследованиях коммуникативного стресса, главным образом в отечественной психологии, вовсе не означают отсутствие необходимости изучения данного феномена. С полным правом можно утверждать, что коммуникативный стресс – распространенное явление в молодежной среде. Это обусловлено:

1. Значимостью, высокой интенсивностью общения в молодежном и особенно в юношеском возрасте.

2. Актуализацией проблем, связанных с взаимоотношениями различного типа (межличностных, социальных).

3. Значительной степенью конфликтогенности коммуникативных процессов у молодежи.

4. Отсутствием необходимых умений и навыков в психопрофилактике и в преодолении коммуникативного дистресса.

5. Низким уровнем коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности.

В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса – в широком и узком смыслах. В широком смысле – коммуникативный стресс представляет собой вид психо-социального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения – обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле – сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время, нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельности проявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях – педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

Статьи по теме:

Парламентские собрания.
Парламентские собрания являют собой толпу неоднородную и анонимную. Несмотря на свой различный в разные эпохи и у разных народов состав, они обнаруживают многочисленные сходные черты. Парламентские собрания в очень непохожих друг на друга ...

Заключение.
Проблема математических способностей в психологии представляет обширное поле действия для исследователя. В силу противоречий между различными течениями в психологии, а также внутри самих течений, пока не может быть и речи о точном и строг ...

История и виды политической рекламы.
Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъек ...