Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса

Понятие фактор является центральным для любого психологического или психофизиологического явления. Без понимания специфики стресс-факторов затруднено концептуальное представление о механизмах развития, эмоциональных, поведенческих реакциях того или иного типа стресса. При коммуникативном стрессе специфика факторов во многом обусловлена соответствующей стрессовой ситуацией – конфликт в семье или конфликт в учебной группе, ответы на семинаре, экзамене или выступление на совещании в рамках профессиональной деятельности. Например, для студента высшей школы наиболее типичными коммуникативными стрессовыми ситуациями являются: ответы на семинарах, экзаменах, конфликты с преподавателями или однокурсниками в рамках учебной деятельности. А также проблемы, часто конфликты с родителями, близкими противоположного пола, друзьями. Для многих студентов стрессовой оказывается ситуация вынужденного общения с незнакомыми людьми, выступления перед незнакомой аудиторией.

Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы – объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса, например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые – отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие.

В качестве практического примера наглядного изображения основных и доминирующих стресс-факторов возможно представить случай из психологической практики.

Клиент – девушка, студентка вуза, 19 лет. М.С. Наиболее типичными стрессовыми ситуациями являются:

1. общение в учебной группе,

2. ответ на экзамене по предметам специальности,

3. конфликт в семье с родной сестрой.

В первой доминирующие стрессогены являются результатом либо оценки девушки других студентов учебной группы в качестве источников ее коммуникативного стресса (черты внешности, манера, стиль общения, коммуникативные барьеры в результате общения с однокурсниками), либо проявления таких личностных качеств, как: заниженная самооценка, высокая личностная тревожность, напряженность, высокая личностная агрессивность (доминирование вербальной открытой агрессии).

Во второй ситуации (ответ на экзамене по предметам специальности - иностранный язык). Доминирующими объективными факторами стали: сложный учебно-коммуникативный материал, ограничение времени для ответа преподавателем. Субъективными факторами выступают: неуверенность в правильности ответа на экзамене, страх сделать ошибку.

В третье ситуации (конфликт с сестрой) в качестве источника самого конфликта можно рассмотреть различные взгляды сестер на способы ведения домашнего хозяйства. Упреки, претензии со стороны старшей сестры рассматриваются М.С. как стрессовые факты и одновременно они являются конфликтогеннами. Дополнительным личностным стрессогеном в данной ситуации выступает высокая чувствительность, ранимость, обидчивость, раздражительность М.С., рассматриваемые как проявления холерического темперамента.

Статьи по теме:

Благополучные и неблагополучные семейные пары.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково…». Высказывание классика литературы Л.Н. Толстого наводит на размышление. Что выделяет «счастливую» семью, что для нее характерно? Что общего для всех благополучных семей? Специалистами (Левкович ...

Формулировка цвета.
Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. В обычной жизни считается - это цвет верности. Однако, когда дело ...

Народ и народовластие.
Первые же попытки применения демократических начал народного самоуправления показали, что политическая демократия представляет собой формулу, которая может быть заполнена различным содержимым. По мере включения масс в активную политическу ...