Содержательное обеспечение программы

Содержание программы возможно разделить на три блока:

1 блок – психологическое консультирование;

2 блок – психодиагностический;

3 блок – психокоррекционный.

1 блок – Психологическое консультирование

Методы:

Диагностическая беседа, психотерапевтическая беседа, клиническое интервью.

1 ступень.

Первичная психологическая консультация.

2 ступень.

Плановая психологическая консультация.

3 ступень.

Специализированная психологическая консультация.

2 блок – Психодиагностический

Методы:

Диагностическая беседа, экспертная оценка, анкетирование, тестирование.

Психодиагностика предусматривает:

1) Сбор и анализ психодиагностических данных после первичной консультации. Центральным аспектом данного этапа является модель-схема психологического стресса (приложение 2), а также такие личностные тестовые методики, как «Шкала личностной тревожности» Спилбергера, «Самооценка» С.А. Будаси, «Самооценка» Г.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна, «Личностная агрессивность и конфликтность» Ильина, «Уровень субъективного контроля» В.Д. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.Н. Эткинда.

Критериями возможной предрасположенности к переживанию психологического стресса являются: высокий уровень личностной тревожности, экстернальная направленность, неадекватная (заниженная) самооценка, высокие уровни агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.)

2) Отслеживание динамики изменений в переживании стрессовых состояний посредством контрольных срезов до и после тренинговых занятий или серии индивидуально-коррекционных занятий по предложенным программам.

Методы:

1. Наблюдение.

2. Интервьюирование, беседа.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.

5. Анализ самонаблюдений участника программы (в основном письменного анализа своих состояний: «Дневник стрессов», «Календарь радостей», а также вербального самоанализа, например, в течении тренинга, индивидуального занятия).

3 блок – Психокоррекционный

Данный блок представлен тремя программами.

Индивидуально-коррекционная программа

Основа программы:

Индивидуальный подбор психокоррекционных методов, занятий, повышающих личностную стрессоустойчивость, корректирующих личностный «стрессовый сценарий».

Цель:

Повышение личностной стрессоустойчивости с помощью индивидуальных психокоррекционных занятий.

Задачи:

1. Овладение навыками различных релаксационных психотехник.

2. Овладение навыками психопрофилактики дистресса в условиях развития «острого стресса» различного типа.

3. Овладение навыками ведения «Дневника стрессов» и «Календаря радостей».

4. Овладение навыками позитивного, конструктивного мышления в проблемных ситуация.

5. Составление индивидуального графика развития стресса в различных стрессовых ситуациях.

Профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что индивидуальная психокоррекционная работа представляет собой важное направление в общей программе.

Следует представить некоторые основные упражнения, психотехники, позволяющие реализовать цель и задачи программы.

Статьи по теме:

Стадиальность мотивационного процесса
На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Близки к этому и представления психологов, например, с точки зрения которых образование цели может н ...

Особенности современной социализации.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). 1) В традиционном обществе жизненный путь человека во мн ...

История возникновения вопроса в психологии.
«Всякий умный человек знает, что такое интеллект . Это то, чего нет у других!» (Me Nemar, 1964). Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определен ...