Детский психоанализ Анны Фрейд

Психологическая информация » Психоанализ детства » Детский психоанализ Анны Фрейд

Страница 2

b) Что касается толкования сновидений, то здесь, по мнению Анны Фрейд, вполне применимы те же приемы, что используются в работе со взрослыми людьми. Частота сновидений у редбенка не меньше, чем у взрослого. Анна расказывает, что в работе она сообщает малышу, что "само сновидение ничего не может сделать, каждую свою часть оно откуда-нибудь да взяло", а затем они вместе "отправляются на поиски". В эту же группу приемов выделяется анализ "снов на яву", мечты детей, которыми они делятся более охотно, чем взрослые пациенты. В книге приводится несколько ярких примеров таких детских фантазий, в которых очень явно просматриваетя связь с какой-то (тоже "просвечивающей") проблемой. Встречаютс также "сны на яву с продолжением" - фантазии, связанные по сюжету, которые ребенок рассказывает от сеанса к сеансу. В самых удачных случаях, аналитик может войти с ребенком в настолько тесный контакт в самом начале анализа, что он [ребенок] будет рассказывать ежедневно продолжение своего сна на яву, что является очень удобным и достоверным источникком информации об актуальном внутреннем состоянии ребенка. Еще один специфический для детского психоанализа прием - это изучение и толкование рисунков детей - дети охотно и много рисуют и, подчас, проявляют бессознательные желания, чувства именно в рисунках.

c) Касаясь метода свободных ассоциаций, Анна Фрейд замечает, что у ребенка, как правило, отсутствует готовность к ассоциированию. Именно по этому, по ее мнению, детский анализ считается (на момент написания книги) особенно трудной областью применения учения Зигмунда Фрейда. Однако, иногда можно "спровоцировать" ребенка давать неекоторые ассоциации. Так, например, в практике автора был случай, когда удалось разрешить проблему, используя метод свободных ассоциаций, когда девочку просили "сесть на корточки с закрытыми глазами на корточки и прислушаться к тому, что происходило в ней". Девочка, обладая (что важно) прекрасной зрительной памятью, охотно выполняла эту инструкцию и рассказывала все, что "приходдило на ум ". Уже в то время были попытки заменить свободные ассоциации игрой ( доктор Гельмут, Мелания Клейн). Как мы увидим ниже, эти методы получили широкое развитие, например, его активно применял в своей практике Эрик Эриксон.

d) Отдельное внимание уделяет Анна Фрейд роли переноса (или перенесения) как технического приема в детском психоанализе. Первое, что обращает на себя внимание, это, то, что необходимость заинтересовать ребенка перед началом анализа (см. пункт 1) с) означает, в переводе на аналитическую терминологию, создать положительное перенесение. Таким образом, положительное перенесение является необходимым условием с самого начала работы. Отрицательные же перенесения при детском анализе являюются, по словам автора, прежде всего препятствием, т. к. нормальная и продуктивная психоаналитическая работа с детьми возможна только при наличии положительного перенесения. Отрицательные же, сколь много материала они не давали, в детском анализе следует разрушать. Все элементы перенесения у ребенка, продолжает Анна, остаются лишь элементами, невроз перенесения как ттаковой у ребенка не возникает. Это обуславливается прежде всего тем, что ребенок, в отличии от взрослого, еще не разорвал теснейших отношений с родителями и, по сути дела, ему не за чем переносить свои отношения к родителям на другого человека. Кроме того, аналитик при работе с детьми недолжен оставаться безличным, как в классическом психоанализе, он, как уже неоднократноупоминалось, должен быть интересным, симпатичным ребенку. Это создает реакцию перенесения искусственно, а ничто искусственное не может стать по настоящему реальным.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Отношения со сверстниками.
Свертсники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смогбы обучится у взро ...

Испытание на профпригодность
Ни одна компания не будет попусту тратить на аттестацию время и деньги. Вне зависимости от цели, которую преследует компания, устраивая аттестацию, результаты ее будут вполне конкретными для каждого отдельно взятого работника. Во-первых, ...

Факторы, определяющие межличностное общение.
В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективн ...