Заключение.

После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее большинство возможностей как для развития личности, так и для личностных проблем. Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно связывает все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем все значимые травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был первым ученым, открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее всех его последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его теорию критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех - прямых или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который не был в психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см. “Внутри и вне помойного ведра”), то становится видно, что все они так или иначе расширяли учение о бессознательном, добавляя все новые и новые детерминанты развития человека - Райх сконцентрировал свое внимание на телесной детерминации, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, Эриксон развивал социальный аспект детерминации психики и т. д. Таким образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже замечал, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном смысле стал флософией. Особенно явно это проявляется в странах, где психоанализ процветает в наши дни (например в США ). Эрих Фромм, один из основоположников “гуманисти-ческого неопсихоанализа” в своей книге “Психоанализ и этика” замечает, что подчас фрейдовские идеи бессознательного воспринимаются так, что все поведение человека полностью детерминированы неосознаваемыми импульсами, что приводит к механистическому взгляду на человека, к отрицанию его сознательной активности и т. п.

Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование превратилось бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.

Статьи по теме:

К истории вопроса
Исследования малых групп прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности. В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопр ...

Возникновение религии по Фрейду.
Взгляды Фрейда на вопрос о причинах и путях возникновения религии изменялись с течением его жизни. В работе "Тотем и табу" ход его рассуждений аналогичен психоаналитическому объяснению исторического развития. Осознав свою вину п ...

Теория социального научения
В теории социального научения , ее автором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведени ...