Заключение.

После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее большинство возможностей как для развития личности, так и для личностных проблем. Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно связывает все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем все значимые травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был первым ученым, открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее всех его последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его теорию критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех - прямых или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который не был в психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см. “Внутри и вне помойного ведра”), то становится видно, что все они так или иначе расширяли учение о бессознательном, добавляя все новые и новые детерминанты развития человека - Райх сконцентрировал свое внимание на телесной детерминации, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, Эриксон развивал социальный аспект детерминации психики и т. д. Таким образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже замечал, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном смысле стал флософией. Особенно явно это проявляется в странах, где психоанализ процветает в наши дни (например в США ). Эрих Фромм, один из основоположников “гуманисти-ческого неопсихоанализа” в своей книге “Психоанализ и этика” замечает, что подчас фрейдовские идеи бессознательного воспринимаются так, что все поведение человека полностью детерминированы неосознаваемыми импульсами, что приводит к механистическому взгляду на человека, к отрицанию его сознательной активности и т. п.

Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование превратилось бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.

Статьи по теме:

Психологическое созревание подростка
Подростковый возраст - возраст полового созревания - критический период в анатомическом, психологическом и социальном развитии человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем настоящем черты прошлого и будущего. В э ...

Детский сад и школа как контекст развития.
Результаты исследований кокрелятов прибывания в детском саду противоречивы. Согласно одним данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, про ...

Морально-этические стороны дружбы.
Самыми важными представляются шесть правил, не отмеченных звездочками, так как они отвечают всем четырем критериям: - единодушно признаются важными для дружбы; - отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся; - отличают высоко оценивае ...