Индивидуальная теория личности

Страница 4

С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия.

Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также среди характеристик полноценно функционирующего человека – креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем. Типологические модели социальных характеров

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Фромм утверждал, что определённой частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Фромму – в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении связей; в преодолении; в корнях; в идентичности; в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы характера: рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить), эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом), накапливающий (скупой, упрямый и ориентированный на прошлое) и рыночный (человек, определяющий себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; предельно отчуждённый от других). Продуктивный характер только один; согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной деятельности. Необходимой базо ...

Тревожность.
У американских авторов можно найти сопоставление некоторых инди­видуальных психических особенностей со скоростью образования положи­тельных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования тревожности, или беспокойства. Тревожн ...

Анализ российских публикаций о хакерах
В се рассмотренные выше источники принадлежат перу зарубежных авторов и остается неясным, есть ли вообще в хакеры в России. Brain Surgeon, автор статьи "Хакеры" в журнале "Компьютерра" утверждает, что "в России ха ...