В настоящее время общепризнанной является громадная роль общения в развитии у человека того или иного психологического состояния, в актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, а также в формировании всей его личности.
Чтобы общение оптимально способствовало удовлетворению позитивных потребностей участвующих в общении лиц, порождало у них состояние эмоционального комфорта, высокой интеллектуально-волевой активности, позволяющей им успешно осуществлять цели выполняемой ими коллективной деятельности, оно должно характеризоваться рядом психологических особенностей.
Если иметь в виду особенности познания участниками общения друг друга, которые благоприятствуют возрастанию психологической результативности межличностного взаимодействия, усиливают их роль в развитии отдельных свойств и личности каждого участника общения, то они таковы:
1) общающиеся должны нести в себе способность воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнеров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают;
2) у общающихся должен быть сформирован широкий набор оценочных эталонов, позволяющих им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения;
3) одни участники общения постоянно должны отдавать себе отчет в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого общения и соответственно «делать поправку» на это влияние;
4) общающиеся должны располагать, по возможности, глубокими знаниями о типичных ошибках типа «эффекта ореола», «стереотипизации», «проекцирования» и других, которые нередко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика других людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения; они должны также постоянно проявлять способность не впадать в догматизм и косность при оценивании облика и поведения друг друга, обнаруживать умение обособиться от предубеждения при познании другого человека, навязанного чужим, может быть, и авторитетным мнением, ради постижения индивидуально неповторимого своеобразия этого человека.
Условием развития комфортного состояния у общающихся, поведения их на характерном для них оптимальном уровне интеллектуально-волевой активности является также проявление ими доброжелательности по отношению друг к другу при межличностных контактах, а также способности к сопереживанию и сочувствию.
Важным условием успешного общения всегда оказывается также искренность в выражении чувств, потому что лишь при наличии ее создается возможность построения по-настоящему психологически адекватного и конструктивного по своим результатам поведения участников общения по отношению друг к другу.
Общающиеся люди должны развивать в себе устойчивую привычку к творчеству, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании при установлении и поддержании контактов друг с другом способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и вместе с тем максимально работающих на достижение целей общения.
Осуществляя отбор способов воздействия на участников общения и используя их в процессе установления контактов с каждым из них, надо помнить о том, что в основе способности человека влиять на других людей лежит умение глубоко и всесторонне разбираться как в этих людях, так и в самом себе и, опираясь на эти знания, развивать со всеми участниками общения различные формы сотрудничества. И более того, наше умение понимать содержание, масштабы и причины явных и скрытых конфликтов, возникающих у нас с теми, с кем нам приходится повседневно взаимодействовать, является важнейшим условием своевременного нахождения эффективных путей ослабления или полного устранения этих конфликтов. В связи с этим можно прямо утверждать, что невосприимчивость человека к воздействиям, которым он подвергается со стороны общающегося с ним лица, обычно оказывается свидетельством того, сто последнее прибегло к способам обращения, которые не соответствуют личностным особенностям человека, по отношению к которому они были использованы.
Свидетельством психологической слепоты и глухоты к этим особенностям выступают бедность и однообразие способов воздействия, к которым прибегают представители определенного типа личности, вступая в контакты с разными людьми и с одним и тем же человеком в различных ситуациях, а также характерная для них большая возможность в использовании этих способов. Например, присущая некоторым воспитателям привычка воздействовать на учащихся с помощью наказаний и угроз вызывает, как правило, у последних оборонительную реакцию, требует от них значительных затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-волевую активность, т.е. вызывает обратный результат; с другой стороны, поведение человека в общении, ослабляющее и, еще хуже, снимающее всякий самоконтроль над своими действиями у других участников общения, имеет, как правило, негативный результат для их поведения в настоящем и будущем.
Статьи по теме:
Структура личности
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, при этом Фрейд был склонен счит ...
Общепсихологический подход к изучению эмоций.
Изучение мозговой организации эмоций – новая и сравнительно мало изученная область нейропсихологии. Это объясняется сложностью данной проблемы, недостаточностью ее общей теоретической разработки, а также методическими трудностями изучения ...
Понятие социальной перцептии
Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по ...
Актуальное