Общее понятие личности.

Страница 5

1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид.

2-й уровень – интериндивидный. Здесь сферой определения и существования личности становится «пространство межиндивидных связей». Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.

3-й уровень – метаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих.

Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе – они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации – желание продолжить себя в других, стремление «быть настоящей личностью».

Объективная потребность в персонализации – потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других – может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.

Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др. – того, что называют богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика – «Ты меня уважаешь?» (это означает: «Есть ли что-нибудь от меня к тебе?»).

Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот «дар». Как тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами.

Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Тактика обслуживания на этапах совершения заказа.
На первом этапе необходимо овладеть вниманием клиента, вызвать у него к предлагаемому образцу изделия (услуги) интерес, желание приоб­рести его (или получить услугу). Для этого обычно используются рекламные проспекты, наглядное оформ­лен ...

Энергофизиологическая совместимость с брачным партнером
Поскольку Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного, мы сочли целесообразным применять методики определения уровня агрессии и сексу ...

Представления детей о дружбе
Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что, значит, быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки зрения другого челове­ка, в ...