Тревожность.

У американских авторов можно найти сопоставление некоторых инди­видуальных психических особенностей со скоростью образования положи­тельных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследования тревожности, или беспокойства. Тревожность диагностировалось при помо­щи очень разнообразных наборов испытаний чаше всего при помощи так называемой Тейлоровской шкалы "открытой тревожности", которая построена по типу опросника. Состав психологических компонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным. Наиболее устойчи­вые и постоянные компоненты этого комплекса: состояние эмоционального напряжения (stress), переживание личной угрозы, повышенная чувстви­тельность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счет свойств своей личности, озабоченность, само мнительность, недовольство собой (Sarasch, I960). Весь этот симптокомплекс обладает одним из ос­новных отличительных признаков темперамента: от него зависит динамика деятельности. Но проявляется он лишь в ситуации опасности и зависит от мотивов и отношений личности.

Тревожность наблюдается также при неу­довлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте типа фрус­трации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, при­сущему определенному темпераменту. Оно появляется лишь при определен­ных нарушениях в системе мотивов и отношений личности. Недостаток ис­следований по Тейлоровской шкале "открытой тревожности" в том, что ин­дивидуальные психические особенности в них устанавливались в большинстве случаев на основе оп росника. В оп роснике указываются те внешние признаки, на основе которых можно судить о психических особен­ностях, входящих в комплекс тревожности. Диагноз производился на осно­ве беседы с испытуемыми и непосредственного наблюдения за их поведе­нием. Этот метод диагноза весьма ненадежен. Во всех этих работах аме­риканских авторов, как и в более ранних работах Иванова-Смоленского, симптомокомплекс психических особенностей сопоставлялся не с общим ти­пом нервной системы или отдельными его свойствами, а с индивидуальны­ми особенностями образования положительных условных рефлексов. При та­ком способе сопоставления невозможно сказать, от какого именно общего типа нервной системы или отдельного свойства зависит данный симптомо­комплекс свойств темперамента. У испытуемых с высокой степенью тревож­ности сила торможения меньше, чем сила возбуждения. Также выяснилась зависимость тревожности от силы нервных процессов, 9 учеников со сла­бым процессом возбуждения при выполнении контрольной работы в том слу­чае, если от ее результатов зависит резкое ухудшение четвертной отметки, распределение внимания ухудшается по сравнению с выполнением этой работы в спокойной ситуации. Между тем у учеников с сильным процессом возбуждения при выполнении такой работы, распределение внимания не ухудшается, а наоборот улучшается по сравнению с работой в спокойной ситуации. Таким образом, этот симптомокомплекс обладает и другими от­личительными признаками темперамента: он зависит от общего типа нер­вной системы и имеет устойчивый и постоянный характер; проявляется в разные периоды жизни и в различных ситуациях.

Статьи по теме:

Предупреждение конфликтов.
То, что мы рассматривали до сих пор, несомненно, имеет наиболее важное и решающее значение в воспитании детей. Если описанные принципы правильно применять, большинство проблем в воспитании детей можно избежать вообще или смягчить их возде ...

Благополучные и неблагополучные семейные пары.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково…». Высказывание классика литературы Л.Н. Толстого наводит на размышление. Что выделяет «счастливую» семью, что для нее характерно? Что общего для всех благополучных семей? Специалистами (Левкович ...

Уровень развития мышления
В раннем детстве закладываются основы развития мышления ребенка: от решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с пом ...