Коммуникабельность как признак культуры общения человека.

Общение как феномен культуры » Коммуникабельность как признак культуры общения человека.

Страница 1

В нашем ежедневном общении друг с другом, часто даже не думая об этом, мы пытаемся продраться друг к другу сквозь шумы, сопутствующие на каждом этапе коммуникации. Под коммуникацией вообще понимается происходящий между людьми обмен информацией, настроениями, идеями, эмоциями. Несколько упрощая этот процесс и воспользовавшись терминами теории информации можно представить в виде следующей схемы:

декодирование

анализ

адресат

приемник

передатчик

кодировка

отбор

источник

На первом этапе отправитель сообщения сообразуясь с его целью из всего объема информации отбирает необходимую.

На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. выбирается наиболее эффективный язык передачи. Часто одно и тоже сообщение, хотя бы элементарную реплику «Пошел вон!» можно передать вербально, графически, на языке жестов, и просто мимикой, а можно и прямым действием.

Далее следует передатчик и, соответственно, приемник. Бессмысленно корчить рожи перед незрячим собеседником и пересылать радиосообщения, пигмеям, живущим в джунглях Заира.

Декодирование – расшифровка – предполагает обязательное знание адресатом того языка, на котором направлено сообщение. При этом сообщение должно быть составлено так, чтобы при его анализе получатель обратил внимание именно на те аспекты, которые были наиболее значимы для отправителя.

Насколько эффективным было переданное сообщение, показывает реакция получателя или обратная связь. И даже отсутствие реакции представляет собой обратную связь, показывающую, что сообщение не достигло цели.

Такая схема помогает анализировать общие черты процесса коммуникации, но, конечно, не учитывает множество факторов, влияющих на успешность общения между людьми. В ходе человеческого общения информация не только передается, но постоянно преобразуется, изменяется. Вместе с ней меняется часто и сам тип отношений, например, едва знакомые люди постепенно становятся приятелями, а потом и близкими друзьями. Оба участника межличностного общения являются его активными субъектами и, постоянно меняясь местами, сообразно своим мотивам, целям и установкам влияют на коммуникативный процесс. В результате человеческого общения происходит взаимное поведение его участников.

Наконец, на каждом этапе коммуникации возникают барьеры, препятствующие ее эффективности, причем в первую очередь те, которые присущи исключительно человеческим отношениям и самой человеческой природе.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Мимика.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человек ...

Профориентация учащихся на современном этапе.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети спец ...

Когнитивные модели интеллекта
Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как их авторы подразумевают под термином «интеллект» не свойство психики, а некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач[9;78]. ...