Моральные суждения и их аргументация

Страница 1

В процессе взросления большинство детей каким-то образом выучиваются отли­чать хорошие поступки от дурных, различать сердечность и бессердечие, великоду­шие и себялюбие. Зрелое моральное суждение, таким образом, предпола­гает непросто механическое заучивание социальных правил и условностей, — оно представляет собой принятие решений о том, что справедливо, а что нет. Существуют значительные разногласия по поводу того, как у детей происходит развитие морали. При­верженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря вознаграждению и наказанию за различные виды поведения, а также благодаря подражанию ролевым моделям. Психологи, придер­живающиеся психодинамического подхода, полагают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение роди­телей. Сторонники когнитивной теории считают, что, подобно умственному разви­тию, развитие морали носит прогрессивный, стадиальный характер. Давайте по­ближе рассмотрим когнитивные подходы к изучению морального развития.

[3]

Пиаже определял мо­раль как «уважение индивидуума к нормам общественного строя и его чувство справедливости», где справедливость понимается как «забота о взаимообмене и равенстве между людьми* Согласно Пиаже мораль­ное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыс­лительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Раз­витие морального чувства осуществляется в 2 стадии. На стадии нравст­венного реализма дети думают .что необходимо соблюдать все правила, потому что это реальные, нерушимые условия, а не абстрактные принципы. На этой стадии они судят о нравственности того или иного поступка исходя из его последствий и еще не способны оценивать намерения. Например ребенок будет считать девочку, накрывавшую правила и нормы поведения - на стол и нечаянно разбившую 12 тарелок, более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую 2 тарелки в порыве гнева на свою сестру.

[5]

Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что правила создаются людьми на основе взаимной договоренности и что при необходимости их можно изменять. Это приводит к осознанию того, что в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного и что нравственность поступка за- висит не от его последствий, а от намерений.

Теория морального развития Л. Колберга. Теория Пиаже о двух стадиях морального развития была развита Лоуренсом Колбергом. Колберг предлагал своим испытуемым (детям, подросткам и взрослым) серию ко­ротких рассказов морального характера, а затем по ним задавал вопросы. Главный герой каждого рассказа сталкивался с моральной дилеммой, и испытуемому пред­лагалось разрешить эту дилемму. Колберга не столько интересовали предлагавши­еся в ответах испытуемых конкретные решения, сколько обоснование этих реше­ний. Вот одна из дилемм, ставшая классической.

В Европе одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Существовало только одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло бы ее спасти. Таким лекарством был препарат радия, открытый недавно местным аптекарем. Изготовление лекарства стоило очень дорого, но аптекарь назначил цену, в 10 раз превосходящую его себестоимость. Он платил 200 долларов за радий и требовал 2000 долларов за небольшую дозу лекар­ства, Муж больной женщины, которого звали Хайнц, обошел всех знакомых, чтобы раз­добыть денег, но смог собрать только 1000 долларов, то есть половину требуемой сум­мы. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, он попросил аптекаря снизить цену или разрешить ему заплатить оставшуюся сумму позже. Но аптекарь ответил; «Нет, я от­крыл это лекарство и хочу сделать на этом деньги». Хайнц пришел в отчаяние. Ночью он сломал в аптеке замок и выкрал это лекарство для своей жены.

Испытуемого спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Поче­му?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превосходящую реаль­ную стоимость лекарства? Почему?», «Что хуже — позволить человеку умереть или украсть ради спасения жизни? Почему?»

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Основные положения по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей: ...

Психология национальной идентичности
Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до си ...

Основные феномены и процессы, протекающие в супружеском браке
Как нам кажется, поиск наиболее важных сфер и феноменов брака может идти в направлении анализа: а) функций семьи и семейных ролей; б) любви как важной детерминанты вступления в брак; в) семейных представлений и мифов. Богатый опыт исслед ...