Моральные суждения и их аргументация

Страница 2

То, как представители различных возрастных групп отвечали на подобные воп­росы, подтолкнуло Колберга к предположению, что в развитии моральных рассуж­дений можно выделить ряд стадий. Он определил 3 основных уровня моральных суждений и разделил их на 6 стадий. Его теория нашла подтвержде­ние в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики, по крайней мере в западных странах, обычно проходят через эти стадии именно так, как предсказыва­ет теория. В одном 20-летнем лонгитюдном исследовании 48 мальчиков Колберг и его коллеги обнаружили замечательное соответствие развития моральных сужде­ний постулированным в теории стадиям.

Теория Колберга встретила много возражений. Некоторые исследователи при­шли к выводу, что очень трудно в точности следовать инструкциям к довольно гро­моздким тестам Колберга и не менее трудно согласиться с предложенной им мето­дикой оценивания в баллах ответов детей на его тесты. Много нападок испытала тео­рия Колберга за положенный в ее основу принцип этического абсолютизма. Она не учиты­вала существенные культурные различия, определяю­щие специфику господствующей морали в различных обществах Колберг и сам признавал, что необходимо принимать во внима­ние социальные и моральные нормы той группы, к которой принадлежит человек. Он пришел к заключению, что постулируемая его теорией 6-я стадия морального развития может оказаться неприменимой ко всем людям, живущим в разных куль­турах.

Пауер и Раймер нашли другие слабые места в теории Колберга. Они указывают, что шкала Колберга измеряет моральные установки, а не поведение, в то время как существует огромная разница между моральными сужде­ниями человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора. Нрав­ственный выбор делается не в вакууме, наоборот, делать его, как правило, прихо­дится в «кризисных ситуациях». Как бы высоки ни были наши моральные принци­пы, когда наступает время действовать в соответствии с ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и мнений по вопросам морали.

Стадии морального развития по Л. Колбергу.

стадия

Характер рассуждения

Уровень I. Предконвенциональный (основанный на наказаниях и вознаграждениях)

1-я стадия. Ориентация на избежание наказаний и послушание

Нужно подчиняться правилам, чтобы избе жать наказания

2-я стадия. Наивный инструментальный гедонизм

Нужно подчиняться правилам ради

получения вознаграждения или личнывыгод

Уровень 2. Конвенциональный (основанный на социальной конформности)

3-я стадия. Мораль «пай-мальчика», ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей

Нужно подчиняться правилам, чтобы избе­жать неодобрения или неприязни со сторо­ны других людей

4-я стадия. Мораль, поддерживающая власть и закон

Нужно подчиняться правилам, чтобы избе­жать осуждения со стороны законных влас­тей и последующего чувства вины

Уровень 3. Постконвенциональный (основанный на моральных принципах)

5-я стадия. Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона

Нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния

6-я стадия. Мораль, ориентированная на законы свободной совести

Нужно следовать универсальным этиче­ским принципам

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овл ...

Мимика.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человек ...

Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов.
В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники ...