Моральные суждения и их аргументация

Страница 2

То, как представители различных возрастных групп отвечали на подобные воп­росы, подтолкнуло Колберга к предположению, что в развитии моральных рассуж­дений можно выделить ряд стадий. Он определил 3 основных уровня моральных суждений и разделил их на 6 стадий. Его теория нашла подтвержде­ние в результатах ряда исследований, показавших, что мальчики, по крайней мере в западных странах, обычно проходят через эти стадии именно так, как предсказыва­ет теория. В одном 20-летнем лонгитюдном исследовании 48 мальчиков Колберг и его коллеги обнаружили замечательное соответствие развития моральных сужде­ний постулированным в теории стадиям.

Теория Колберга встретила много возражений. Некоторые исследователи при­шли к выводу, что очень трудно в точности следовать инструкциям к довольно гро­моздким тестам Колберга и не менее трудно согласиться с предложенной им мето­дикой оценивания в баллах ответов детей на его тесты. Много нападок испытала тео­рия Колберга за положенный в ее основу принцип этического абсолютизма. Она не учиты­вала существенные культурные различия, определяю­щие специфику господствующей морали в различных обществах Колберг и сам признавал, что необходимо принимать во внима­ние социальные и моральные нормы той группы, к которой принадлежит человек. Он пришел к заключению, что постулируемая его теорией 6-я стадия морального развития может оказаться неприменимой ко всем людям, живущим в разных куль­турах.

Пауер и Раймер нашли другие слабые места в теории Колберга. Они указывают, что шкала Колберга измеряет моральные установки, а не поведение, в то время как существует огромная разница между моральными сужде­ниями человека и его реальным поведением в ситуациях морального выбора. Нрав­ственный выбор делается не в вакууме, наоборот, делать его, как правило, прихо­дится в «кризисных ситуациях». Как бы высоки ни были наши моральные принци­пы, когда наступает время действовать в соответствии с ними, наше поведение может значительно отличаться от наших суждений и мнений по вопросам морали.

Стадии морального развития по Л. Колбергу.

стадия

Характер рассуждения

Уровень I. Предконвенциональный (основанный на наказаниях и вознаграждениях)

1-я стадия. Ориентация на избежание наказаний и послушание

Нужно подчиняться правилам, чтобы избе жать наказания

2-я стадия. Наивный инструментальный гедонизм

Нужно подчиняться правилам ради

получения вознаграждения или личнывыгод

Уровень 2. Конвенциональный (основанный на социальной конформности)

3-я стадия. Мораль «пай-мальчика», ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей

Нужно подчиняться правилам, чтобы избе­жать неодобрения или неприязни со сторо­ны других людей

4-я стадия. Мораль, поддерживающая власть и закон

Нужно подчиняться правилам, чтобы избе­жать осуждения со стороны законных влас­тей и последующего чувства вины

Уровень 3. Постконвенциональный (основанный на моральных принципах)

5-я стадия. Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона

Нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния

6-я стадия. Мораль, ориентированная на законы свободной совести

Нужно следовать универсальным этиче­ским принципам

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательной и практических действий. Это строго закономерный процесс. Осмысливание задач и путей изучения непроизвольного запоминания и его отношения к произвольному неп ...

Формирование и поддержка имиджа кандидата.
Под «имиджем» (точнее, «личным имиджем») кандидата мы условимся понимать его внешний вид, манеру держаться и говорить и т.д. В этом смысле имидж далеко не тождественен положительному образу. Главное отличие состоит в объекте управления: п ...

Уровни общения
Как было рассмотрено выше, уровни общения являются отражением степени осознанности, что являет одну из форм проявления сознания. Сами уровни общения отражают целостное мировоззрение на окружающий мир, так как общение сопровождает каждого ...