Групповая психокоррекция.

Психологическая информация » Психология » Групповая психокоррекция.

Страница 1

Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Групповой коррекционный эффект, как правило, сильнее в тех случаях, когда речь идет об исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

Трудно точно назвать дату зарождения группового психокоррекционного движения. Первые шаги в истории его становления связаны, скорее всего, с тридцатыми — сороковыми годами текущего столетия. Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии (здесь впервые появилась потребность использовать группу) обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я. Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин «групповая психотерапия» и предложил один из наиболее эффективных методов групповой коррекционной работы, получивший название «психодрама». Два других американца, С. Славсон и А. Вольф, работая в рамках классического психоанализа, обратили внимание на существенную роль группы в психотерапевтическом процессе. Они установили, что результат использования психоанализа во многих случаях более велик при групповой, а не индивидуальной работе.

В качестве двух других источников современной групп психокоррекции можно назвать работы К. Роджерса и исследования К Левина (оба также жили и работали в Америке). К. Роджерс сформулировал гуманистические принципы обращения с человеком во время групповой работы, и на их основе до сих пор строятся многие виды коррекционной и терапевтической работы с людьми в группе. К таким принципам относится недерективное руководство группой, под которым понимается равноправное, уважительное отношение к группе со стороны психолога, ведущего группу, его отказ от использования авторитарного стиля руководства. Другая гуманистическая норма, которую Роджерс ввел в практику групповой работы, называется принципом «центрирования на клиенте». Суть ее выражается в том, что, работая с группой, психолог основное внимание должен обращать на проблемы клиента, волнующие его в данный момент, а не пытаться осуществить собственные, заранее определен коррекционные или терапевтические цели, следовать за волей клиента, а не навязывать ему свою волю.

К. Левин, эмигрировавший в США из Германии в годы фашизма, разработал теорию и методы научного исследования малых групп. Он обогатил групповую психокоррекцию знаниями о процессах в малых группах, и предложил ряд методов изменения и управления динамикой малых групп. Он доказал существование особых социально-психологических влияний малой группы на индивида, благодаря которым достигается положительный групповой психотерапевтический эффект, в том числе открыл феномен социальной фасилитации

. Он проявляется в том, что группа облегчает поведение индивида, успокаивает, поддер­живает его. Левин обнаружил феномен группового конформиз­ма, который выражается в оказании группой психологического давления на индивида, которому вольно или невольно подчиня­ется большинство членов группы.

Уточним, в чем состоит преимущество групповой психокоррекционной работы над индивидуальной. Во-первых, в том, что в группе начинают действовать дополнительные, стимулы, за­ставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Установлено, например, что группа облегчает человеку выраже­ние эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей при индивидуальной работе. Во-вторых, в группе человек чувст­вует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отно­шений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психоло­гических травм и переживаний. В-третьих, группа помогает че­ловеку более глубоко раскрыться, что само по себе может прине­сти ему желаемое облегчение. В-четвертых, группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения, таких, которые трудно вызвать при индивидуальной психокоррекционной работе с клиентом. В-пя­тых, группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление.

Групповое психокоррекционное движение широко распространено. Первоначально оно стало весьма популярным в США, где и до сих пор доминирует в сравнении с другими странами. Затем оно проникло в Европу, стало популярным в Германии, Франции, Италии. Позднее привлекло к себе внимание в странах Восточной Европы и в России. Сейчас оно представлено в боль­шинстве развитых стран мира и насчитывает множество различ­ных направлений. Некоторые из них мы рассмотрим в следую­щем разделе главы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Нравственная сторона дружбы.
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстоян ...

Я-концепция в среднем возрасте.
По мере того как дети становятся старше, у них формируется все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все больше отличительных особенн ...

Интровертные рациональные типы
Интровертные рациональные типы, так же как и экстравертные, основываются на функциях разумного суждения, но это суждение ориентируется преимущественно по субъективному фактору. Здесь субъективный фактор выступает как нечто более ценное, н ...