Групповая психокоррекция.

Психологическая информация » Психология » Групповая психокоррекция.

Страница 1

Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата. Групповой коррекционный эффект, как правило, сильнее в тех случаях, когда речь идет об исправлении недостатков межличностного поведения клиентов (недоверие скрытость, малообщительность, неумение убеждать, оказывать влияние на людей).

Трудно точно назвать дату зарождения группового психокоррекционного движения. Первые шаги в истории его становления связаны, скорее всего, с тридцатыми — сороковыми годами текущего столетия. Среди тех, кто одним из первых в истории психотерапии (здесь впервые появилась потребность использовать группу) обратился к групповым методам, был американский психиатр и социальный психолог Я. Морено. Он в 1932 году ввел в оборот термин «групповая психотерапия» и предложил один из наиболее эффективных методов групповой коррекционной работы, получивший название «психодрама». Два других американца, С. Славсон и А. Вольф, работая в рамках классического психоанализа, обратили внимание на существенную роль группы в психотерапевтическом процессе. Они установили, что результат использования психоанализа во многих случаях более велик при групповой, а не индивидуальной работе.

В качестве двух других источников современной групп психокоррекции можно назвать работы К. Роджерса и исследования К Левина (оба также жили и работали в Америке). К. Роджерс сформулировал гуманистические принципы обращения с человеком во время групповой работы, и на их основе до сих пор строятся многие виды коррекционной и терапевтической работы с людьми в группе. К таким принципам относится недерективное руководство группой, под которым понимается равноправное, уважительное отношение к группе со стороны психолога, ведущего группу, его отказ от использования авторитарного стиля руководства. Другая гуманистическая норма, которую Роджерс ввел в практику групповой работы, называется принципом «центрирования на клиенте». Суть ее выражается в том, что, работая с группой, психолог основное внимание должен обращать на проблемы клиента, волнующие его в данный момент, а не пытаться осуществить собственные, заранее определен коррекционные или терапевтические цели, следовать за волей клиента, а не навязывать ему свою волю.

К. Левин, эмигрировавший в США из Германии в годы фашизма, разработал теорию и методы научного исследования малых групп. Он обогатил групповую психокоррекцию знаниями о процессах в малых группах, и предложил ряд методов изменения и управления динамикой малых групп. Он доказал существование особых социально-психологических влияний малой группы на индивида, благодаря которым достигается положительный групповой психотерапевтический эффект, в том числе открыл феномен социальной фасилитации

. Он проявляется в том, что группа облегчает поведение индивида, успокаивает, поддер­живает его. Левин обнаружил феномен группового конформиз­ма, который выражается в оказании группой психологического давления на индивида, которому вольно или невольно подчиня­ется большинство членов группы.

Уточним, в чем состоит преимущество групповой психокоррекционной работы над индивидуальной. Во-первых, в том, что в группе начинают действовать дополнительные, стимулы, за­ставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Установлено, например, что группа облегчает человеку выраже­ние эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей при индивидуальной работе. Во-вторых, в группе человек чувст­вует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отно­шений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психоло­гических травм и переживаний. В-третьих, группа помогает че­ловеку более глубоко раскрыться, что само по себе может прине­сти ему желаемое облегчение. В-четвертых, группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения, таких, которые трудно вызвать при индивидуальной психокоррекционной работе с клиентом. В-пя­тых, группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление.

Групповое психокоррекционное движение широко распространено. Первоначально оно стало весьма популярным в США, где и до сих пор доминирует в сравнении с другими странами. Затем оно проникло в Европу, стало популярным в Германии, Франции, Италии. Позднее привлекло к себе внимание в странах Восточной Европы и в России. Сейчас оно представлено в боль­шинстве развитых стран мира и насчитывает множество различ­ных направлений. Некоторые из них мы рассмотрим в следую­щем разделе главы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Динамика управления и преобразования.
Этот завод– одно из основных (по численности и объёму производства) градообразующих химических предприятий в городе. В настоящее время завод является акционерным обществом закрытого типа, которое одним из первых (чем большинство других) н ...

Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими вн ...

Методы исследования агрессивного поведения.
Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» ...